История шляхетского рода Левковских

Родоначальником всех Левковских был боярин киевского князя Ларион Валевский. (не путать с графом Валевским- родовое гнездо село Валевицы, Польша). В 1443 году великий князь киевский Олелько Владимирович из династии Гедиминовичей за верную службу дал грамоту Лариону Валевскому на владение Левковской, Ловдыковской, Смольчанской землей и Литовским островом. Киевский князь Олелько Владимирович (Гедиминович)

Ларион Валевский зачислялся в разряд земян- то есть тех дворян, которые должны были служить только в военное время и освобождались от замковых и других повинностей в мирное время. (Архив Юго-Западной России. Часть IV. Том 1. Акты о происхождении шляхетских родов в Юго-Западной России. Киев 1867). Происхождение самого Валевского выяснить не удается. Есть несколько версий:

1. Наталья Яковенко (г. Киев)- профессор Киево-Могилянской академии, доктор исторических наук в работе «Украинская шляхта с конца XIV до середины XVII ст.» считает, что заушская шляхта (в том числе Левковские) потомки татарских родов — посаженных литовскими князьями для охраны границ. Происхождение Валевских-Левковских она выводит от татарина Болгака (Булгака). А в её более ранней работе есть слова: «Ларион Валевский – подтверждение кн. Олелька „на службу з боярами“ из с. Валева, 1443 г.» (Яковенко Н. Н. , Боряк Г. В. Родовая антропонимия Правобережной Украины как отражение социальной структуры общества (по актам конца XIV—XVI вв.) Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. 19. с. 22-38.). По всей видимости фамилия Валевский происходит от названия с. Валева (Велавск, Веловско, Велявско). Село это находилось в юрисдикции Овручского замка. (Архив ЮЗР Ч.4 Т.1, с. 59, раздел «Содержание актов об околичной шляхте» В. Антоновича и стр. 46, 47, раздела I «Опись Овручского замка с исчислением приписанных к нему мещан и бояр, крестьян и земель»). Тем более, в более ранних источниках Ларион Валевский упоминается, как Ларион Велявский. (Описи актовых книг Киевского Центрального Архива. № 32. Книга Киевская гродская записная и поточная 1716 года. Составил А. Т. Белоусов. Киев. Типография Т. Г. Мейнандера. 1907 г. с. 4). А в описи Овручского замка (Архив ЮЗР. Ч. 4. Т. 1., с. 37) упоминается городня земян Левковских. И, соответственно, Левковские- от названия Левковской земли, пожалованной Лариону Валевскому князем Олельком Владимировичем. (Нынешняя територия сёл Левковичи, Левковичский млынок, Дубы, Козули, Лисовцы, Мацьки, Возничи). Кстати, отдельными ветвями рода Левковских, начиная с 1548 г. были Верповские и Геевские (Архив Юго-Зап. России Ч.IV. Т. 1, К., 1867.).

2. В. Антонович во время работы редактором «Временной комиссии для разбора древних актов» делает вывод, что овручская (заушская) шляхта по своей природе православная и по происхождению исконно русская (имеется ввиду, древнерусская). Среди описанных Антоновичем шляхетских родов, Левковских он называет одним из многочисленных и воинственных, и наводит архивные документы (грамоты, жалобы, прошения и т. д.), свидетельствующие, как Левковские отстаивают свои права на дворянство, на земянство, на свою землю и православную веру. (Архив ЮЗР. Ч.4. Т. 1. К., 1867.). Сергей Бондаренко- историк (г. Овруч), придерживаясь позиции В. Антоновича, в книгах «Потомки воинских родов» и «Земля древлянская» считает, что Валевские-Левковские посажены для охраны границ еще древнерусскими князьями и соответственно- потомки дружинников киевских князей.

3. Сергей Васильевич Левковский (г. Овруч, исследователь генеалогии рода Левковских)- предполагает литовское происхождение Лариона Валевского.

4. Существует мнение, что Левковские – польская фамилия. Исторический факт, что шляхта могла быть не только польской, а и литовской, и белорусской, и украинской.

Титульная страница Дела № 133 Волынского дворянского депутатского собрания о дворянском происхождении Левковских
Титульная страница Дела № 133 Волынского дворянского депутатского собрания о дворянском происхождении Левковских

Шляхта (от польск. szlachta- род, порода), сформировалась в XIV-XVI в. в Литве, Польше (позже Речь Посполитая). Юридическим основанием для шляхты стали Кошицкий привилей 1374 г., Нешавские статуты 1454 г., Радомская конституция 1505 г., Литовские статуты. Представителями шляхты могли стать за верную службу Великому князю (королю) не только этнические поляки, а и другие народы, входившие в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (литовцы, беларусы, украинцы, татары, русские).- Большая советская энциклопедия в 30-и тт. Издательство “Советская энциклопедия”. М., 1969-1978 гг.

Если предположить, что Ларион Валевский потомок Булгака (Наталья Яковенко), то Булгак у неё татарское имя. А Тупиков Н. М. в «Словаре древнерусских личных собственных имен» 1903 г. на стр. 8 наводит имя «Булгакъ» как пример русского языческого имени. А имя Ларион- это тоже древнерусское имя, но уже крещёное. (Словарь русских фамилий. Онлайн-версия). Также имена ближайших потомков Лариона Валевского имеют древнерусскую нецерковную форму (Нелипа, Гвен, Гридько, Серко, Остап, Сидор, Зелко, Сезин, Томило). В словаре Тупикова около сотни примеров имени Томило- его давали новорождённому при трудных, томительных родах. Автор Словаря утверждает, что христианские крещёные имена специально умалчивались аж до XVII века, чтобы над ними нельзя было производить колдовство. И ещё. Все якобы татарские роды, от которых происходит заушская шляхта, названные Н. Яковенко-Булгаки, Болсуны, Коркошки, Ущапы-в словаре Тупикова наводятся как примеры русских языческих имён (стр. 59, стр. 69, стр. 196, стр. 412).

Что касается польского происхождения Левковских, то это опровергает простая логика: Литовцы завоевали Киевскую Русь, будучи язычниками. Потом они охотно крестились в православных, принимали русский язык, смешиваясь с местным населением. Попытки ополячивания за князя Ягайла (Кревская уния 1385 г.) происходили на территории собственно Литвы, а Русь оставалась православной. Наступление поляков на православную веру и их заселение началось с Люблинской унии (1569 г.), до этого поляков на Украине не было. А грамоту Ларион Валевский получил от Олелька Владимировича в 1443 году. Следовательно, Левковских нельзя никак связывать с Валевскими польского происхождения.

П. Н. Батюшков в книге «Волынь, исторические судьбы юго-западного края» 1888 г. даёт интересное описание Олелька Владимировича стр. 88. Олелько Владимирович женат был на дочери Великого князя московского Василия Дмитриевича- Анастасии,- отличался выдающимся умом, стойкостью, храбростью и пользовался всеобщим уважением. Его кандидатуру предлагали на Великого князя литовского. При Олельку Владимировиче русские порядки, язык и люди получили прежнее значение. Даже «Судебник» Казимира почти совершенно соответствовал «Русской правде».

Возникает резонный вопрос: как в данных исторических условиях мог киевский князь литовского происхождения, православного вероисповедания, русскоязычный, женат на Московской принцессе, получивший киевский престол в процессе междоусобной борьбы литовской и польской партии, и победу одержала литовская партия аж до Люблинской унии (1569 г.), как мог этот князь дать грамоту (имеется ввиду Лариону Валевскому) поляку или татарину? Наверняка, это был его верный слуга (как говорится в грамоте), скорее русского или литовского происхождения.

Титульная страница Архива Юго-Западной России, часть 4, том 1
Титульная страница Архива Юго-Западной России,
часть 4, том 1

Левковские были верны православию. Попытки ополячивания, начиная с Брестской унии (1596 г.) и заканчивая третьим разделом Речи Посполитой (1795 г.), были безуспешны. Левковские давали отпор иезуитам, жолнерским отрядам, князьям Потоцким (резиденция с. Веледники), вплоть до вооружённого сопротивления. Также Левковские вели извечную тяжбу из замковой администрацией г. Овруч, пытавшейся навязать им замковые повинности и подчинить своей власти. И в этой борьбе Левковские выходили неизменными победителями, доходя до Варшавского трибунала, и доказывая свое право, не подчинятся местной власти, данное им еще великими князьями литовскими. Вся эта жизнь так называемой «околичной шляхты» прекрасно изложена в книге «Архив Юго-Западной России. Часть IV. Том 1. Акты о происхождении шляхетских родов в Юго-Западной России. Киев 1867 г». Здесь наводится и грамота Лариону Валевскому (на польском языке). Это базовая книга для изучения истории дворянского рода Левковских.

Несмотря на верность православию рода Левковских, отдельные представители фамилии принимали католицизм. В большинстве своем это были представители фамилии, которые к середине XVIII века выехали ближе к Житомиру, приобретя там имения. Одним из таких был Прокофий Васильевич Левковский, купивший часть с.Меленцы в Киевской губернии у дв.Плуховского. Его многочисленные потомки, в основной своей массе, были католиками, хотя были и исключения. Существовали еще несколько представителей фамилии Левковских, которые приняли католицизм.

Левковские были дворянами вплоть до революции 1917 г. Подтверждением этому является «Дело № 133 Волынского дворянского депутатского собрания о дворянском происхождении Левковских начатое 1812 г. и законченное в 1915 г.», хранящееся в Житомирском областном архиве.

Левковские в “Списке дворян Волынской губернии” Часть VI, Житомир 1906 г.

Левковские были обедневшей шляхтой. («из предков своих убогая шляхта»-В. Антонович). Причин много: лучшие земли захватили крупные магнаты Литвы, Польши, Украины, в семьях Левковских зачастую насчитывалось от 7-ми до 15-ти детей, дороговизна на коня, сбрую, обмундирование, оружие, отсутствие в дворян Левковских крепостных слуг, неумение вести хозяйство (поскольку по природе своей они воины), пьянство от безделья, недобросовестная комерция евреев, оторванность от внешнего мира и т. д. (Военно-статистическое обозрение Российской империи Департамента Генерального Штаба. Т.10. Ч. 3. Волынская губерния. С-Пб. 1850).

После присоединения Правобережной Украины к России (1795 г.) дворянские права Левковских были узаконены Департаментом Герольдии Российской империи, но не всех, а только тех, кто смог доказать своё дворянское происхождение. Остальные были включены в сословие мещан. В редких случаях Левковские записывались как однодворцы, вольные люди и из-за этого иногда их записывали как крестьян. Левковские не платили налогов и были свободными людьми: служили в армии и в уездных учреждениях, в охране Овручской тюрьмы, были чинами жандармского корпуса, а их делегаты заседали в дворянском уездном собрании в Овруче. Имея собственную землю, выращивали хорошие урожаи, держали много худобы, коней, занимались бортничеством, охотой.

5 декабря 1838 г. волынский генерал-губернатор О. Маслов после ревизионной поездки по краю, направил рапорт государю Николаю I об околичной шляхте. Царь пишет на полях: «Строго изучить». В донесении говорилось: на Волыни есть много бедных шляхтичей, которые в отличии от остальных, живут целыми сёлами, которые называются околицами и не отличаются от крестьян ни ментальностью, ни способом жизни, не платят налогов, не подлежат государственной службе, пользуются дворянскими привилегиями. Вокруг Овруча живёт 32 рода околичной шляхты. Эти люди говорят по малороссийски, однако, несмотря на бедность, живут достойно и чисто. (Бовуа Д. Шляхтич, кріпак і ревізор. К. 1996).

М. С. Грушевский подчёркивал, что «околичний шляхтич стояв значно ближче до тубільної селянської маси, ніж справжніх польських дворян, сповнених визнанням своїх суверенних прав і привілеїв, своєї незмірної переваги над „хлопством“, яку ми зазвичай уявляємо собі, кажучи про польську шляхту». (Грушевський М. С. Твори у 50-ти т.- Т. 5. Львів, 2003).
Приезд царя Николая II в город Овруч на открытие отреставрированной Васильевской церкви

Приезд царя Николая II в город Овруч на открытие отреставрированной Васильевской церкви
Приезд царя Николая II в город Овруч на открытие отреставрированной Васильевской церкви

Знаменательным событием для всего Овручского уезда стал приезд российского царя Николая II в Овруч 3 сентября 1911 года на честь открытия после реставрации российским архитектором Щусевым Свято-Васильевской церкви. Был приведён в порядок центр города Овруч: уложена новая мостовая, отремонтированы дома, магазины. Сохранилась фотография И. Дубинского о приезде царя: государь стоит впереди своего окружения, в нижнем правом боку, будто одевает белые рукавички. Солдаты стоят точно на подбор: одинакового роста, высокие, стройные, подтянутые. Офицеры все с усами, с бородками. Ученики в белых рубашках, чёрных брюках. (М. Алєшкевич. Овруцька районна газета «Зоря»).

Левковские, начиная из Лариона Валевского, всегда были людьми чести и преданы воинскому долгу. Так один из Левковских верно служил в Лейб-Гвардии Его Императорского Величества Николая II, после чего вышел на пенсию и поселился в с. Граки. На фронтах первой мировой войны в боях с австрийцами проявили мужество и отвагу жители с. Возничи Левковский Максим и Левковский Иван, за что были удостоены Его Императорским Величеством звания Кавалеров Георгиевского Креста.

До сих пор в с. Возничи действует религиозная община Истинно Православных Христиан. Это раскольническое движение монархического толка Русской Православной Церкви, участники которого не приняли Советскую власть и были репресированы или эмигрировали за границу. Остальные ушли в подполье. Там они находятся и поныне, не довяряя никакой власти.

Дворянский герб рода Левковских

Герб Трубы
Герб Трубы

Официальный герб Левковских- герб Трубы. Это- разновидность свастики. Три охотьничьих рожка, согласно геральдической традиции, символизировали быстрое преследование врага. Можно предположить, что Валевские-Левковские получили свой герб за удачное преследование вражеских отрядов. Кстати польские Валевские имели свой герб Колонна (герб) римских императоров. Кроме того, гербом Трубы пользовались литовские князья Радзивиллы, Волковы, Нарбуты и др. Только в Литовско-Польском государстве (Речь Посполитая) существовала традиция приписывать к одному гербу много семей (доходило до 200 родов), в отличии от Западной Европы, где каждая семья имела свой фамильный герб. Девиз герба Трубы: «Bog nam radzi!»- нам советует Бог.

Описание герба Тромбы:

«В белом поле три чёрные охотничьи роги в треугольник уложенные, тоншими концами будто в один пункт снисходящиеся, каждый с них о четверых золотавых ободах с золотою наводкою, над шлемом становлен левый рог чёрный, правый жёлтый, отведённые над короною».


Генеалогическое древо Левковских

История Левковских мало изучена. В основном этим занимаются энтузиасты.

Но есть очень серьезные исследования по составлению родословной таблицы всех Левковских, начиная от Лариона Валевского и заканчивая сегодняшним днем, проведённые Левковским Сергеем (г. Овруч). Таблица ещё не закончена. Но с помощью Левковских, которые будут обращаться к Сергею, и предоставлять свои родословные хотя бы до линии деда-прадеда, таблица будет соединяться, и завершаться родоначальником Ларионом Валевским. Обращаться к Сергею можно через генеалогические форумы. Там есть его электронный адрес. Группой Левковских планируется создание исторического фильма о с. Возничи и дворянском роде Левковских.

Род Левковских сегодня

За весь период существования рода, Левковским была присуща клановость, замкнутость развития, разделение по принципу «свой»-«чужой».

Для рода характерна патриархальность, то есть общинность по принципу русской сельской общины XIX века, где все вопросы решались на общей сходке села, а управлял общиной, здесь же избранный, староста. Разница в том, что в России это была крестьянская община, а у нас дворянская. Да только жили эти дворяне также, как и крестьяне (сами обрабатывали землю, вели хозяйство). Но быт околичной шляхты отличался от крестьянского чистотой и порядком.

На протяжении всей истории Левковские демонстрировали верность православию и сопротивление католицизму и полонизации.

Осюда следует, что где бы не находились Левковские (а их сейчас по миру около 5 тыс.), генетически это люди вольнолюбивые, надёжные и честные (раньше это называлось благородством, шляхетством). И в ихнем сердце всегда существует «вечный зов»- зов родной земли, родины предков.

Источник на Википедии. Статья постоянно обновляется