ТЕРРИТОРИЯ ДРЕВЛЯН ПО АРХЕОЛОГИЧЕСКИМ ДАННЫМ | И. П. РУСАНОВА

Статья опубликованная в журнале “Советская Археология” №1 за 1960 год.

Древляне — одно из древнерусских племен, история которого тесно связана с историей полян и Киева. В летописи содержатся сведения о неоднократных враждебных столкновениях, происходивших между древлянами и киевскими князьями, начиная со времени Кия, Щека и Хорива и кончая серединой X в. При княгине Ольге (946 г.) древляне окончательно потеряли самостоятельность и вошли в состав Киевского государства.

Территория древлян определена в летописи очень неточно. Известно, что это племя обитало к северо-западу от Киева, его городами были Ис-коростень и Вручий; на севере древлянские поселения, вероятно, доходили до Припяти, за которой начинались земли дреговичей. О близости древлянской земли к Киеву свидетельствует эпизод с Лютом Свенельди-чем. Лют, выехав из Киева на охоту, был убит князем древлянской земли Олегом, тоже охотившимся, и, следовательно, их встреча могла произойти где-то в пограничной полосе[1]. Более точные сведения содержатся в рассказе о походе Всеволода Ольговича на Киев [2]. На основании этого рассказа Б. А. Рыбаков пришел к выводу о том, что земля древлян начиналась на расстоянии 20—25 км на запад от Белгорода или на север от Вышгорода, т. е. за р. Здвиж или Ирпень[3].

Краткость летописных сведений о территории древлян вызвала значительные расхождения в определении ее границ у историков и археологов (рис. 1). На основании некоторых косвенных данных лето пион А. А. Шахматов сделал вывод о проникновении древлян на левый берег Днепра[4]. Этого же мнения придерживался В. А. Пархоменко, который считал, что и Киев был некогда древлянским городом и только в X в. его завоевали поляне [5].

Решающим для определения границ древлянской земли может явиться археологический материал. Памятники второй половины I тысячелетия н. э. на земле древлян и особенно .на землях соседних с древлянами племен изучены еще недостаточно и не могут быть привлечены для решения этого вопроса. Большие возможности дает массовый курганный материал X—XII вв. Правда, А. А. Спицын в 1899 г. писал о полной аналогии полянских курганов с одновременными им волынскими и древлянскими [6],  здесь он следовал не совсем правильной характеристике древлянских курганов, данной В. Б. Антоновичем.

В работе В. Б. Антоновича, посвященной курганам древлян[7], рассматриваются в основном курганы южной и юго-восточной части древлянской земли. В центре этой земли, в районе Коростеня, В. Б. Антонович почти не раскапывал курганов;   более’ северные  области  даже не были помещены на карте, приведенной в его работе. По мнению В. Б. Антоновича, полянам принадлежали курганы, содержащие наряду с человеческим погребением и погребение коня [8]; курганы без конских погребений он считал древлянскими. Исходя из этого определения, курганы, находящиеся под самым Киевом  (Совки, Китаевская Пустынь)  и по р. Раставице (Буки, Ягнятин, Вчерайше), также были отнесены к древлянским.

Рис. 1. Границы древлянской земли
1—по В. Б. Антоновичу; 2—по В. Л. Пархоменко; 3—по С. М. Середонину

 Кроме того, лишь на основании внешнего вида курганов были припи саны древлянам некоторые курганные группы, раскопки которых не проводились: по р. Ирпень (у с. Глебовка, Дымер, Демидовка, Мироцка. Михайлоъка, Голяк, Дедовщина, Корнин) и по р. Раставице (у с. Строково, Вер.ховня, Ярославка, Быстрик) [9]. Таким образом, древлянские курганы, по В. Б. Антоновичу, доходили до Киева и проникали еще южнее. При подсчете оказалось, что среди «древлянских» курганов наибольшее число составляют курганы с погребениями в ямах, ниже горизонта на 0,5—1,0 м (58%). Погребений на горизонте насчитывается 25% и выше горизонта, в насыпи кургана — 17% [10].

Следуя за В. Б. Антоновичем, В. А. Пархоменко склонен был курганы с -погребениями в глубоких ямах, открытые в самом Киеве и на Левобережье Днепра, приписывать древлянам “. На этом же основании А. Н. Уппит-Москаленко считает курганы, расположенные вдоль левого берега Днепра, древлянскими ,[2]. В. 3. Завитневич производил раскопки вдоль р. Припять с целью выяснения границы между древлянами и дреговичами. В раскопанных им курганах преобладали погребения на горизонте.   Погребения  в   ямах   составляли лишь незначительный   процент.

В связи с этим В. 3. Завитневич считал эти курганы дреговическими и границу между ними и древлянскими курганами проводил южнее Припяти. По его мнению, и житомирские курганы, в которых нет погребений в ямах, принадлежали к северному типу[13]. Курганы волынян— западнее Горыни, по характеристике В. Б. Антоновича, собственно ничем не отличаются от древлянских; это небольшие курганы с погребениями или выше горизонта, или на горизонте, или в ямах; часто скелеты помещены в прямоугольных срубах [14].

Накопленный в настоящее время фактический материал показывает, что классификация В. Б. Антоновича не является правильной [15]. При картографировании курганного обряда оказывается, что курганы с погребениями в ямах занимают определенную территорию. Они господствуют в курганных группах на р. Раставице (Вчерайше, Ягнятин, Буки), из 71 раскопанного кургана ямы обнаружены в 66 курганах[16]. Погребения в ямах известны в Киеве [17] и в его окрестностях [18] и южнее, в районе Канева ,[9]. К северо-западу от Киева погребения в ямах встречаются по Среднему Тетереву и на его южных притоках — Здвиже и Гуйве. Но в этом районе они не являются господствующими, а обнаружены в общих группах с курганами, содержавшими погребения на горизонте (последние составляют около Уз всех раскопанных курганов). Смешанный обряд погребения встречен в группах у Грубска, Олешполя, Стрижавки, Коростышева, Городска,   Минины[20].

Далее к западу и северо-западу в районе Коростеня и Овруча (в бассейне рек Ужа, верхнего Тетерева, Случи, Уборти и до Припяти), т. е. на основной территории древлян, погребения в ямах почти полностью отсутствуют: из 270 раскопанных курганов погребения в ямах встречены лишь в 21, что составляет всего 8% (рис. 2). Для этой территории характерны погребения на горизонте и в насыпи курганов. Погребения в насыпи встречаются довольно часто-—в 50 курганах, что составляет 18% всех раскопанных курганов. Высота присыпки в этих курганах колеблется от 20 до 50 см. Характерной особенностью курганов на этой же территории является скопление угля и золы в насыпи кургана и над самим скелетом (около 50% всех раскопанных курганов). Обычно это тонкий слой в центре кургана или отдельные кострища. В некоторых случаях скопления угля также в виде отдельных кострищ обнаружены на уровне погребения. Зола и уголь в насыпи курганов известны на всей территории от Припяти до Тетерева — на юге и Горыни — на западе (рис. 2). Иногда в курганах прослеживаются остатки деревянных сооружений. Они представляют собой или четырехугольники из бревен, двух длинных продольных и двух поперечных, или деревянные колоды. Очень часто в курганах находят железные гвозди.

Таким образом, для курганов на основной территории древлян характерны погребения на горизонте (74%) или в насыпи кургана (18%) и наличие угольно-зольных скоплений в насыпи выше погребения.

Рис. 2. Курганы с трупоположением
Условные обозначения: / — курганы с погребениями в ямах; 2— курганы с погребениями на горизонте; 3— курганы с погребениями на горизонте и в насыпи; — • — • — • — область распространения кострищ, расположенных выше погребения; … — южная граница распространения кострищ, расположенных ниже погребения. Житомирская обл., Коростеньск. р-н: / — г. Коростень, 2 — с. Веселовка, 3 — д. Татариновичи; Народичский р-н: 4 — д. Рассоха, 5 — с. Яжберень, 6 — д. Кацовщина, 7 —с. Липлянщина; Овруческий р-н: 8 — ур. «под Одрами», около Овруча, 5 — с. Норинск, 10 — д. Хайч, // — с. Довгиничи. 12 — д. Речица; Славеченский р-н: 13 — с. Хлуплнны; Ровенская обл., Ракитнянский р-н: 14 — с. Рлкитно; Житомирская обл., Олевский р-н: 15 — с. Олевск, 16 — с. Лопатнчи, 17 — с. Зубковичи, 18 — ур. Малая Глумча; Емильчинский р-н: 19 — с. Подлубы, 20 — д. Андреевичи, 21 — ур. Княже у д. Андреевичи; Барашевский р-н: 22 — с. Бараши, 23 — с. Новоселки; Житомирский р-н: 24 — д. Фрисарка, 25 — ур. «Цыганские Лески», у с. Денеши, 26 — г. Житомир; Дзержинский р-н: 27 — с. Миро-поль; Черняховский р-н: 28 — с. Слипчицы; Малинский р-н: 29 — с. Головки, 30 — с. Городище; Киевская обл., Макаровский р-н: 31 — с. Нежиловичи; Житомирская обл., Радомыельскнй р-Ш 32 — с. Минины; Короетышевский р-н: 33 — с. Городск, 34 — г. Коростышев; 35 — с. Стрижаька; Корниинский р-н: 36 — ур. Быковщина у д, Быково, 37 — ур. Чертеж, 38 — ур. Средняя Барма, 39 — ур. «Венгерская Гора» (группы 36—39 объединяются под названием «Грубск»); БрусиловскиА р-н, 40 — с. Олешполь; Андрушевский р-н, 41 — с. Котельня; Вчерайшевский р-н, 42 — с. Вчерайше; Ружинский р-н: 43 — с. Ягнятин; Киевская обл., Сквирский р-н: 44 — с. Буки; Обуховский р-н: 45 — с. Триполье; Переяелавль-Хмельннцкий р-н: 46 — г. Переяславль-Хмсльницкий; Киевский р-н: 47 — с. Совки, 48 — с. Китаевская пустынь, 49 — г. Киев; Киево-Святошинский р-н: 60 — с. Выштород; Черниговская обл. и р-н: 51 — с. Гущино, 52 — г. Чернигов, 53 — с. НОРЫЙ Белоус Гомельская обл., Лоевский р-н: 54 — с. Лоев; Речицкий р-н: 55 — с. Холмечь; Хойнинкий р-н: 56— с. Горшков; Брагинский р-н: 57 — с. Микульчичи; Мозырский р-н: 58 — д. Борисковичи, 59 — д. Скригаловская Слобода. 60 — с. Скрнгалов; Пстриковский р-н: 61 — д. Глиница, 62 — с. Ми-цюра: Копаткевичский р-н: 63 — с. Копаткевичи, 64 — д. Ванюжичи; Домановичский р-н: 65 — с. Волосовичи, Копаткевичский р-н: 66 — с. Комаровичи; Житковичский р-н: 67 — с. Мициевичи; Туровский р-н: 68 — д. Рычево, 69 — ур. Казаргац у д. Буйразь: Брестская обл., Давид-Городок-ский р-н: 70 — с. Велемичи; Столинекий р-н: 71 — с. Отвержичи, 72 — с. Видибор; Ровенская обл.. Клеванский р-н: 73 — с. Грабов, 74 — с. Рогачев, 75 — с. Карниловичи; Ровенский р-н: 76 — с. Басов Кут, 77 — с. Корнин. 78 — д. Колоденка; Хмельницкая обл., Изяславльский р-и: 79 — ур. Остроня у Заславля; Ровенская обл. и р-н: 80 — д. Старый Жуков. 81 — д. Беляев, 82 — д. Пере-сопница; Волынская обл., ТеремневскиЙ р-н: 83 — с. Борохово, 84 — с. Вишнево; 85 — с. Подду-бец, 86 — с. Теремно, 87 — с. Ставки, 88 — с. Лыща; Торчинский р-н: 89 — с. Усичи, 90 — с. Городище, 91 — с. Горки Полонные; Луцкий р-н: 92 — с. Рыкань; Ровенская обл.. Демидовский р-н; 93 — Боремль; Черниговская обл., Любечский р-н: 94 — г. Лгобеч

Курганы же с погребениями в ямах, которые В. Б. Антонович считал характерными для древлян, были распространены в районе Киева, Чернигова и Переяслава-Хмельницкого и, вероятно, принадлежали племени полян [21]. В связи с этим нет никаких оснований считать курганы с погребениями в ямах на левобережье Днепра древлянскими[22].

Прослеженные различия обряда погребения являются чисто территориальными. Хронологических изменений в устройстве курганов проследить не удается, хотя оказалось возможным выделить курганы с инвентарем X—XI и XI—XII вв. Так, к более раннему времени относятся некоторые виды бус — сердоликовые призматические и шарообразные, стеклянные позолоченные, черные стеклянные с белыми разводами и глазками, и также серьги волынского типа, многобусинные височные кольца с зерненными бусинами в виде розеток. Более поздним временем датируются трехбусин-ные кольца киевского типа, пластинчатые загнутоконечные браслеты, лировидные пряжки, плоские литые поясные кольца, шпоры с острием в виде пирамиды и с квадратными пластинками на концах, топоры с широким лезвием и глубоким вырезом в нижней части.

Тщательная датировка курганов показала, что в курганах на юго-востоке — по Раставице и южным притокам Тетерева — погребения в ямах относятся к раннему и к более позднему времени, так же как это наблюдается в Киеве, где «основной вид погребений — в деревянном гробу, забитом гвоздями и поставленном в грунтовую могилу,— остается неизменным на протяжении IX—XIII веков»[23]. На основной территории древлян в течение этого же времени были распространены курганы с погребениями на горизонте и в насыпи.

Граница между древлянами и полянами, судя по материалу курганов с трупоположением, проходила через болотистое течение р. Здвиж, т. е. там же, где и по данным летописи. Здесь существовала широкая пограничная полоса, где наблюдается смешанный погребальный обряд. Встречаются курганы с погребениями в ямах и типично древлянские курганы с погребениями на горизонте или на присыпке и с угольным слоем выше погребения. «Полянские» курганы проникали в это время даже севернее р. Тетерева, в район Радомысля. Доходили ли древлянские курганы на востоке до Днепра, решить невозможно из-за отсутствия материала. На нижнем течении р. Ужа, Тетерева, Ирпеня курганы не раскапывались. Курганы около Вышгорода относятся к Полянскому типу[24].

Северную границу распространения древлянских курганов X—XII вв. определить очень трудно, так как курганы древлян и дреговичей имели гораздо больше общих черт, чем курганы древлян и полян. Для тех и других не были характерны погребения в ямах. У дреговичей они составляют лишь 12% и появляются, как установлено А. В. Успенской, в XII в.[25]. Но различия между древлянскими и дреговическими курганами все же есть. У дреговичей почти полностью отсутствуют погребения в насыпи — они встречены всего два раза (одно из них вводное) [26]. На территории древлян известно 50 курганов с погребениями в насыпи. В курганах дреговичей довольно часто встречаются зольные подстилки под костяком (примерно в [1]/з курганов Бобруйского уезда) [27]. У древлян они редки, но зато повсеместно распространены зольные слои над погребениями. У дреговичей иногда бывают захоронения сидячие или с восточной ориентировкой, чего совсем не встречено в древлянских курганах. Довольно распространены у дреговичей так называемые теремки или срубы-домовины, представляющие собой сруб из одного или нескольких венцов бревен с двускатной крышей [28]. Таких срубов и древлян нет. Встреченные В. Б. Антоновичем двускатные крыши в курганах находились над погребениями в ямах и не принадлежали древлянам (Ягнятин, Буки на р. Раставице). Характерный для дреговичей тип курганов известен в основном на р. Березине в Бобруйском уезде. Южная граница его распространения проходит по линии Слуцк — Волосовичи — Лоев.

Курганы по Припяти (в районе Мозыря) не имеют характерных черт ни древлянских, ни дреговических курганов. Здесь встречаются погребения на горизонте и довольно много погребений в ямах (около 24%). Угольные прослойки под погребениями не прослеживаются [29], но нет и сведений о таких прослойках в насыпи над погребением. Для определения племенной принадлежности этих курганов необходимы дальнейшие исследования.

Курганы вдоль нижнего течения Горыни и по Припяти в районе Турова (Велемичи, Отвержичи [30], Казаргац, Рычево[31]) содержат погребения на горизонте. Часто угольные слои залегают над погребениями или на их уровне, что характерно для древлянских курганов. Можно думать, что древляне здесь доходили до Горыни и до Припяти.

Западная граница распространения древлянских курганов проходила в междуречье Случи и Горыни. Древлянские курганы, несомненно, доходили до Случи (группы у Мирополя) и, вероятно, шли дальше на запад, так как в некоторых курганах западнее Горыни, у Ровно (Колоденка и др.) [32], наблюдаются типичные древлянские особенности — погребения на горизонте с угольным слоем в насыпи. В курганах Ровенской и Луцкой областей, раскопанных Е. К. Мельник[33] и Ф. Р. Штейнгелем [34], наблюдается большое смешение обряда. Преобладают погребения в ямах (около 60%), количество их возрастает к западу; часты погребения на горизонте (35%), встречаются и погребения в насыпи (5%). Угольные слои обычно залегают ниже погребений. В курганах встречаются деревянные склепы, двускатные крыши (Боромль, Пересопница, Старый Жуков и другие группы). В результате всего вышесказанного можно считать, что древлянский тип курганов с трупоположением X—XII вв. был распространен на территории от Здвижа и Тетерева на юге до устья Горыни и Припяти на севере и от нижнего течения Ужа и Тетерева на востоке до междуречья Случи и Горыни на западе[35].

Известные на территории древлян курганы с трупоположением при всем своем единообразии имеют некоторые локальные особенности. Так, для курганов по рр. Уж, Норынь и среднему течению Уборти (районы Коростеня, Овруча, Олевска) характерны деревянные гробы из толстых брусьев или деревянные колоды; очень часто у каждого угла гроба бывают поставлены глиняные сосуды. В курганах по среднему течению р. Тетерева (район Житомира) наблюдаются другие особенности: деревянные гробы не встречаются, сосудов также нет. В курганах по р. Случь (район Мирополя), в низовье р. Горыни и по Припяти сосуды встречаются часто, но погребения в насыпи отсутствуют. Курганы этих районов, кроме того, различаются своими размерами [36]. По-видимому, местные особенности в обряде погребения отражают территориальное деление древлян, имевшее такой же характер, как у вятичей и радимичей[37]. Интересно, что территориальные группы древлянских курганов X—XII вв. соответствуют группам курганов середины и второй половины I тысячелетия н. э.— группы по рекам Тетереву, Случи и Ужу — Уборти [38].

Для определения территории древнерусских племенных союзов большое значение обычно имеет погребальный инвентарь. Инвентарь курганов древлян крайне беден. А. А. Спицын считал, что «малое количество находок составляет даже одну из характернейших особенностей древлянских курганов»[39]. В этих курганах вещи или отсутствуют совершенно, илл крайне немногочисленны. Обычно это железный нож, проволочное колечко или единичная бусина. Наиболее частой находкой являются бронзовые кольца со сходящимися или с заходящими друг за друга концами или кольца с эсовидным завитком на одном из концов. Оружие в курганах почти совершенно отсутствует. Несколько большим богатством отличаются курганы в группах у Коростеня и Житомира. В одном из них было открыто типично дружинное захоронение [40].

Все вещи, на|йденные в древлянских курганах, принадлежат к типам, имевшим очень широкое распространение. Большинство из них известно на территории всех восточных славян. Некоторые вещи, например эсо-конечные височные кольца, очень часто встречаются в более западных славянских областях[41]. Инвентарь курганов дреговических и волынян-ских в целом богаче и разнообразнее древлянского, но височные кольца у этих племен однотипны. Курганы по Припяти отличаются такой же бедностью инвентаря, как и древлянские. В частности, в курганах района Мозыря совсем нет оружия, мало керамики, но часто встречаются ножи и круглые пряжки, которые очень редки в курганах Бобруйского района [42].

Таким образом, в погребальном инвентаре не удается выделить характерных для древлян вещей. Но в погребальном обряде древлянских курганов X—XII вв. прослеживаются некоторые особенности, сохранившиеся даже после потери древлянами политической самостоятельности. Эти особенности сближают древлян с дреговичами, волынянами и подчеркивают их отличие от восточных и юго-восточных соседей. Учитывая эти особенности, удается наметить в общих чертах границы территории древлян в X—XII вв.

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Повесть временных лет. М., 1960, стр. 53.
  2. ПСРЛ, т. II, СПб., 1843, стр. 14.
  3. Б. А. Р ыба ко в. Древние русы. СА, XVII, 1953, ст.р. 45—46.
  4. А. А. Ш а х м а т о в. Введение в курс истории (русского языка. СПб., 1916, стр. 100.
  5. В. А. Пархоменко. У истоков русской государственности, Л., 1924.
  6. А. А. Спицын. Расселение древнерусских племен по археологическим данным ЖМНП; 1899, № 8, стр. 323.
  7. В. Б. Антонович. Раскопки в стране древлян, МАР, № 11, 1893.
  8. В. Б. Антонович. О типах погребения в курганах Киевской г\б Тр. VIII АС. т. IV, 1897, стр. 69; Тр. X АС, т. III, 1900, протоколы, стр. 67 ел.
  9. Его же. Раскопки в стране древлян, стр. 3, карта.
  10. Там же, стр. 7.
  11. В. А. Пархоменко. Ук. соч., стр. 46
  12. А. Н. Уппит-Москаленко. Северяне по данным а.рхеологии. Л., 1943. стр. 78.
  13. В. 3. Завитневич. Из археологической экскурсии в іПрипятокое Полесье. Чтения в общ. Нестора-летописца, кн. 4, Киев, 1890, стр. 22.
  14. В. Б. Антонович. Археологическая карта Волынской губ. Тр. XI АС, т. I, І9О0, сир. 38.
  15. Помимо материалов В. Б. Антоновича, привлечены как опубликованные, так и архивные материалы раскопок В. П. Рогге, В. 3. Завитневича, М. К. Якимсвича. Ф. Р. Штейнгеля, Я. В. Яроцкого, В. В. Хвойко, С. С. Гамченко, И. Ф. Левицкого, Ю. В. Кухаренко, И. И. Винокура, В. А. Месяца. /
  16. В. Б. Антонович. Раскопки в стране древлян, стр. 25—37.
  17. Л. А. Голубев а. Киевский некрополь. МИА, № II, 1949.
  18. Я. Волошинский. Киевский некрополь. Тр. Антропологич. отдела Общ. любителей естествознания, антропологии и этнографии, кн. 2, вып. 1, 1876; I. М. Самойловській. Слов’янській могильник на р. Пронівщине під Киевом. Археологія, т. IX, 1954.
  19. Н. Е. Бранденбург. Журнал раскопок 1888—1902 гг. СПб., 1908.
  20. В. Б. Антонович. Раскопки в стране древлян. СПб., 1893, стр. 38—64.
  21. Г. Ф. Соловьева. Славянские союзы племен по археологическим материалам VIII—XIV веков нашей эры (вятичи, радимичи, северяне). СА, XXV, 1956, стр. 156.
  22. Предположение А. А. Шахматова о проникновении древлян на левый берег Днепра основано на сообщении летописи о деятельности княгини Ольги: «И йде ВОЛЬТІ по Деревсъй земли ‘съ сыномъ своимъ и съ дружиною, уставляюши уставы и увоки; и суть становища еъ и ловища… и по Днепру перевъеища и по Дъ’сне» (см. А. А. Ш а х-матов. Введение в курс истории русского языка. М., 1916, стр. 100). Из этого сообщения следует, что Ольга действовала не только в земле древлян, и по Днепру и Десне, упоминание о которых было бы излишним, если они входили в состав древлянской земли. Вторым доказательством А. А. Шахматова являлось отождествление Малька Любечанина с Малом Древлянским (см. А. А. Шахматов. Роэыскание о древнейших .русских летописных сводах. М., 1908, стр. 340—378). Критика построений А. А. Шахматова о личности Мала Древлянского содержится в статье Б. А. Рыбакова «Остром-и-рова летопись» (ВИ, 1956, № 10). Доказательства В. А. Пархоменко сводятся в основном к тому, что Киев не был тесно связан с Правобережьем и в случае опасности опирался на помощь населения с левого берега Днепра. Важным аргументом В, А. Пархоменко являлось также сближение ‘курганов древлянских с курганами Киева и Левобережья (см. В. А. Пархоменко. Ук. соч.).
  23. Л. А. Голубева. Ук. соч., ст.р. 106.
  24. В. Б. Антонович. Археологическая карта Киевской губернии. Древности, т. XV, Приложение, 1895, стр. 18; В. И. Довженок. Огляд археологічного вивчеии» древнього Вишгорода за 1934—1937 рр. Археологія, т. III, 1950, стр. 90.
  25. А. В. Успенская. Курганы Южной Белоруссии. Тр. ГИМ, вып. XXII, 1953, стр. 119.
  26. Там же, стр. 106.
  27. А. А. Спицын. Расселение древнерусских племен по археологическим данным, стр. 3.25.
  28. В. 3. 3авитневич. Археологические розьюкания в бассейне р. Березины. ОАК за 1892 г., стр. 33.
  29. Его же. Формы погребального обряда в могильных курганах Минской губ. Тр. IX АС, т. I, 1895, стр. 227.
  30. Раскопки Ю. В. Кухаренко в 1953—1955 гг.
  31. С. А. Дубінскі. Досьледы культур желеэнаго шэрыоду на БССР у 1929 ,р. Працы, т. II, 1930, стр. 512 ел.
  32. Е. К. М е л ьн и к. Раскопки в стране лучан. Тр. XI АС, т. І, М., 1901.
  33. Там же.
  34. Ф. Р. Ш т е й н г е л ь. Раскопки курганов в Волынской губернии, произведенные в 1897—1900 годах. АЛЮР, Киев, 1904, № 4—5.
  35. Интересно отметить, что южная граница распространения древлянских курганов почти совпадает с северлой границей Русской земли IX в. (А. Н. На со но в. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. М., 1951, карта, стр. 32— 33). На севере вдоль ірубежа «древлянской земли» проходит современная этнографическая и лингвистическая граница.
  36. С. Ш а м;р а й. Деревляньскі могили. Науковий збїрник за рік 1928. Записки історичної секції УАН, т. XXVIII, Київ, 1928.
  37. Г. Ф. Соловьева. Славянские союзы племен…, стр. 166.
  38. И. П. Русанова. Памятники второй половины I тысячелетия н. э. на территории древлян. СА, 1958, № 4.
  39. А. А. Спицын. Расселение древнерусских племен по археологическим данным, стр. 322.
  40. Р. І. Виєзжев. Розкопки курганів у Коростені та поблизу Овруча в 1911 р. Археологія, т. IX, 1954, стр. 146.
  41. К. Ми з і а п о\у і с г. КаЬІаскі зкгопіоше — ргоЬа Іуроіодіі і сНгопоІо^іі. Зшіаіо-*і(, т. XX, 1У4У.
  42. Б. 3. Завитневич. Формы погребального обряда…, стр. 228—229.