Пирофиллит – это один из самых мягких мннерллов (твердость 1,5). Название он получил за способность расщепляться при нагревании перед огнем на тонкие листочки, расходящиеся в разные стороны в виде веера (по-гречески “пир” – огонь, а “филлоп” – лист).
Впервые минерал был обнаружен русским химиком Р. Германом около 150 лет назад в образцах из Березовского месторождения золота на Урале, хотя этот камень знали и использовали еще первобытные люди эпохи неолита. Пластинчато-чешуйчатые или сплошные скопления пирофиллита, белые или светлые, частично просвечивающие или прозрачные, очень плотные, жирные на ощунь и скользкие, как мыло, издревле известны под названием агальматолита, или пагодита. Нетрудно догадаться, откуда такие названия, если учесть что “агальма” – по-гречески “лицо”, а пагода – тип буддийского храма.
В Древней Греции и Китае из пирофиллита (воскового или мыльного камня) издавна вырезали статуэтки, фигурки божков, различные украшения и безделушки. Такой же промысел на местном сырье и поныне существует в Японии, Китае и Корее.
В СНГ славятся замечательные камнерезные миниатюры, изготовляемые тувинскими народными мастерами в селении Кызылдаг. Здесь известно богатое месторождение “чонардаша” – послушного камня, который можно резать, – так тувинцы называют местный агальматолит. Он сложен не пирофиллитом, а диккитом с примесью кварца, диаспора и циркона. “Чонардаш” бывает розовым и серовато-пепельным, белым и черным, цвета опавшей осенней листвы или слегка отдающим легкой голубизной.
У некоторых коллекционеров приходилось видеть иконки и мелкие “древние” поделки нз агальматолита – “образного” или “фигурного” камня, как называли его в России. Они иногда попадаются на юге Украины. На отполированном от длительного пребывания в руках камне видны выпуклые резные изображения византийских императоров и какие-то таннственственные надписи на греческом языке. Но эти надписи не поддаются переводу, они представляют собой беспорядочный набор букв греческого алфавита, да еще иногда с ошибками в написании. Оказалось, что такого рода находки отнюдь не греческого происхождения. До 1917 года в Одессе существовали подпольные мастерские, где из агальматолита делали фальсификаты, которые расторопными торговцами выдавались за подлинники.
В Украине залежи пирофиллита, долго и ошибочно называемого здесь тальком или каолинитом, известны в различных местах Волыни и в Житомирском Полесье. Археологи издавна находят при раскопках неолитических стоянок и древних могильников раннего средневековья на юге республики различные изделия из пирофиллита, среди которых преобладают “шиферные” пряслица, резные фигурки и украшения.
В 1980 г. на склонах Старокиевской горы начальник Киевской экспедиции Института археологии П. П. Толочко обнаружил пирофиллитовое пряслице – грузик для веретена. Археолога не удивишь подобными изделиями, их часто находят сотнями. Но это вызвало особый интерес – на нем было начертано: “Янка подарила пряслице Жирке”. Следопыты истории установили, кто такие Янка и Жирка (Жирослава), жившие 900 лет назад в центральной части древнего Киева.
Надпись на пряслице выполнена очень грамотно. Если же учесть, что ее автор – женщина, станет очевидным: она принадлежала к верхушке древнерусского общества. В летописи есть упоминание о Янке – дочери великого киевского князя Всеволода Ярославича, сестре Владимира Мономаха. Что же касается Жирославы, которой подарен сувенир, то она, вероятно, была одной из подруг молодой образованной княжны.
Пирофиллитовые поделки, которые иногда служили деньгами, попадаются не только в славянских курганах VI-XII вв., но и на территории современных Румынии и Чехии.
Во всей Европе нигде, кроме Волыни, пирофиллит не образует крупных скоплений. Вблизи старинного полесского города Овруча сохранились древние каменоломни, откуда розовый камень расходился почти по всей Восточной Европе, вплоть до античного Херсонеса Таврического. Археологам известно также более десятка мастерских по обработке пирофиллита – от неолита до X в.
В Третьяковской картинной галерее экспонируется удивительный по мастерству исполнения каменный барельеф “Дмитрий Солунский и неизвестный воин”. Он был вырезан в XI в. в Киеве на розово-красном пирофиллитовом сланце размером 2X1 м.
В конце XIX в. жители Овруча и окрестных селений вновь стали использовать пирофиллитовый сланец для изготовления различных поделок и дешевых украшений. Из него резали иконки, пепельницы, пресс-папье, декоративные вазочки, печатки, брошки и запонки. Изделия из полесского камня вытачивали и на Петергофской гранильной фабрике.
Только в XX веке геологи детально изучили Овручское месторождение пирофиллитовых сланцев, запасы которых превышают 1 млн. т. К пирофиллиту примешиваются каолинит, кварц, гематит и некоторые другие минералы. Пласт розового камня мощностью до 1,5 м залегает среди плотных кварцитов. Окраска пирофиллитового сланца обусловлена микроскопическими включениями гематита, а полосчатость является результатом уплотнения вторичных каолинов при температуре около 400oС. Возраст пирофиллитового сланца – аж 1,5 млрд. лет!
Выходы его известны в урочище Каменная гора, в некоторых селах Житомирщины (Нагоряны, Покалев и др.). В 30-х годах XX века неподалеку от с. Збранки в 18 км от Овруча была открыта Курьяновская шахта, где начали добывать пирофиллит. Отсюда его раньше отправляли на Минский фарфоровый завод для изготовления сажевых и маяковых горелок.
Не все знают, что в середине XX века горелки в неугасимых маяках Гибралтара и Дарданелл, побережья Черного и Азовского морей, Заполярья и Дальнего Востока были сделаны из украинского розового камня пирофиллита. На Овручском комбинате действовал единственный в СССР цех по изготовлению маяковых горелок из пирофиллита. Добытый пирофиллит распиливали на тонкие пластины, затем на токарных и фрезерных станках вытачивали заготовки со специально нарезанными для прохождения газа отверстиями. После прокаливания в муфельных печах они становились тугоплавкими и выдерживали температуру до 3000oС. Ежегодно здесь выпускали свыше 15 тыс. маяковых горелок, и в путеводных огнях маяков “светил” овручский пирофиллит! Уникальная продукция была известна не только на речных, озерных и морских трассах нашей страны, но и далеко за рубежом.
Пирофиллит находит применение в бумажной, керамической, резиновой и электротехнической промышленности. Благодаря высокой жаростойкости он использавался в производстве запальных свечей для двигателей внутреннего сгорания и для футеровки разливочных ковшей в металлургической промышленности. Футерованные пирофиллитом ковши были намного долговечнее обычных.
На полесский чудо-камень обратили также внимание художники, камнерезы и ювелиры. Особенно интересны в декоративном отношении плотные разности пирофиллитового сланца. Одна из них – бледно-розовая до малиново-красной с тонким чередованием розовых, кремовых и белых слоев. Попадается также пятнистый пирофиллит розового, желтоватого и даже зеленоватого цвета. В нижней части пласта встречается камень красно-бурой и пепельно-фиолетовой окраски.
Пирофиллит – очень красивый и податливый в обработке поделочный материал. Он очень легко пилится, режется ножом, шлифуется, но не полируется – его обрабатывают на токарных станках, вытачивая любые фигурныз формы; умельцы вырезают из него камеи и интересные художественные композиции. Полесский пирофиллит представляет интересный скульптурный и поделочный материал, из которого можно изготовлять резные вставки в кулоны, броши, браслеты, запонки, а также вытачивать различные мелкие декоративные поделки и сувениры.