Статья из книги Кирилла Афананьева “А. В. Щусев” 1978 года, 2 глава “Традиции древнерусской архитектуры в творчестве Щусева” в которой рассказывается о восстановлении из руин церкви св. Василия в Овруче.
Полученное А. В. Щусевым в стенах Академии художеств знакомство древнерусской архитектурой было формальным и поверхностным. Подлинной же школой древнерусского зодчества для него явилось восстановление древней Васильевской церкви в Овруче, уже несколько веков стоявшей в развалинах. Алексей Викторович исследовал руины церкви, тщательно их замерил, составил предварительный проект восстановления, произвел дополнительно раскопки и археологические исследования, после чего был разработан новый вариант проекта.
В основных чертах удалось воссоздать первоначальные формы здания, но многие детали зодчий вынужден был восполнить, основываясь на изучении ряда аналогичных сооружений, интуиции и чувстве русской архитектуры[1].
Работа над восстановлением церкви в Овруче стала важным этапом творческой жизни Щусева.
В 1903 г. Археологическая комиссия обратила внимание на плачевное состояние развалин этой церкви и рекомендовала Г. И. Котова для исследования храма. Котов обладал большим опытом подобных работ, однако он был занят и, видимо, по его рекомендации Синод командировал в июне 1904 г. А. В. Щусева для исследования овручевского храма и составления проекта его воссоздания.
В работе над восстановлением церкви Василия в Овруче Щусев проявил талант исследователя, археолога и вдохновенного художника-архитектора. В 1904 г. Щусев на месте изучает руины памятника и производит тщательные обмеры. Остатки памятника были зафиксированы во всех деталях. Большая культура архитектурно-археологических обмеров, которая впоследствии вошла в обиход историков и археологов, имеет в обмерах храма в Овруче, сделанных Щусевым, своего рода образец.
Зимой 1904/05 г. Алексей Викторович работает над первоначальным проектом реконструкции храма. Первый вариант проекта предусматривал пятиглавое завершение.
Пятиглавие не было характерно для храмов XII в. Киевской земли, а потому на эту тему разгорелись горячие споры. Точных данных не было ни у кого. Щусев следовал художественной интуиции, полагая, что храм простой прямоугольной формы, увенчанный лишь одной главой, не будет обладать необходимыми живописными и пластическими качествами.
Археологическая комиссия сохранила за собой право вернуться к решению спорных вопросов впоследствии, после тщательного изучения памятника. 20 мая 1907 г. начались строительные работы по восстановлению церкви. Для тщательного изучения руин церкви на несколько дней в Овруч прибыл П. П. Покрышкин, который и далее с пристальным вниманием следил за ходом реставрационных работ.
Вот как описывает сам А. В. Щусев работы, произведенные летом 1907 г. Его записка является важным документом, освещающим археологическое исследование памятника.
“В мае месяце 1907 года, 20-го числа был положен под северо-восточным пилоном краеугольный камень закладки Васильевского храма в Овруче… Здесь я последовательно опишу общий ход раскопок, шедших по тем стенам, которые были намечены в плане реставрации. Глубокие раскопки до материка 4-х пилонов, намеченных в плане реставрации, обнаружили на тех же местах древние фундаменты пилонов, сложенные из неправильных кусков красного кремнистого местного песчаника, и просто залитых раствором. Древний фундамент шел прямо до материка, т. е. на глубину 3 аршин от линии предполагаемого древнего пола.
Чрезвычайно важно определить настоящую линию пола; для этого последова-тельно были сняты наносные пласты земли, которые и обнаружили в пролете северных дверей часть красной плиты, заделанной одним концом в стену. Разница найденного уровня пола от намеченного на реставрационном чертеже оказалась незначительной – всего на 0,08 метра выше предполагаемого уровня.
Очистив место от наносного грунта и свалив последний в овраг, прилегающий к развалинам с западной стороны, благодаря чему площадь перед западным входом увеличилась (овраг, по словам старожилов, образовался всего 60 лет назад, ранее его не было, а потому засыпка его помогла только реставрации), приступили к выемке земли под новые фундаменты, намеченные реставрацией, а именно – южной стеной и западной, а также и к подводке фундаментов под существующие развалины.
Подводить фундаменты под столь непрочные стены было делом опасным и трудным, особенно при наличности очень плохих каменщиков, не имевших совершенно понятия о подобной работе.
Программа работ была следующая: вынимать через каждые три часа по куску древнего фундамента шириной два аршина, начиная с юго-восточного угла абсид, подделывать новый фундамент из бута же (местного красного кварцита на цементе), и подходя фундаментом под древнюю стену, подбивать под нее бетонную массу железной трамбовкой. Такой фундамент не должен был дать осадки, а поэтому древние стены должны на него сесть, не давши трещин.
Подвигаясь рвом к юго-западному углу, на глубине полтора аршина от линии древнего пола наткнулись на круглый столб, окопавши который вокруг, нашли фундамент по кругу…
Все найденное тщательно обмерено и нанесено на чертежи. Фундамент башен на 12 в. мельче общего фундамента.
Найденный фундамент башни на юго-западном углу храма заставляет предположить таковую же на северо-западном углу, что раскопками подтвердилось.
Найденные остатки фундаментов башен, остатки древней кладки, одновременной с кладкой храма, дают очень интересное освещение архитектуры храма.
Он имел на углах западного фасада две древние башни, подобно собору в Чернигове. Конечно, предположение о его пятиглавии тогда само собою падает, ибо не могло быть такого количества глав на столь небольшом храме, имеющем еще две башни.
…К приезду (повторному) Покрышкина мною была раскопана площадь по склону к югу от храма, непосредственно прилегающая к фундаменту. На эту сторону главным образом и упали стены башни и были покрыты с течением времени слоем наносной земли. Раскопки площади обозначили ясно все места упавших стен, и башни их хорошо было можно различить и находить детали, способствующие выяснению фасада реставрации.
Приехавший Покрышкин решительно разрыл часть упавших стен и нашел интересную деталь арочного карнизика, а под ним два ряда кирпича в елку. Положение точно определяется найденной под ним перемычкой окна, а потому на фасад он наносится на вполне определенное место.
Части арочного карниза и ранее были найдены при раскопках.
Ввиду того что проект реставрации, благодаря обнаруженным раскопками находкам, должен будет измениться, было решено в нынешнем строительном сезоне только ограничиться подводкой фундаментов и выведением части новых фундаментов под пилоны и южную стену до башни, а также продолжать кладку четырех пилонов до высоты парусов в куполе и кладку части южной стены, что и было сделано, и чем и закончены были работы в конце сентября 1907 г.
Со своей стороны, желая осветить и для себя, и для общества такое интересное дело восстановления древнего памятника, я в конце июля обратился с письмами в некоторые видные газеты и журналы с описанием обнаруженных раскопками интересных частей храма и предложением лицам интересующимся приехать взглянуть на раскопки; кроме того, обращался с письмами к некоторым ученым. К сожалению, никто не приехал и было бы желательно, чтобы к началу строительных работ лица, стоящие по главе дела реставрации, постарались бы со своей стороны пригласить на место в Овруч некоторых видных археологов и ученых для подробного изучения раскопок в разных сторон.
В течение же зимы сего года мною предположено разработать самый проект реставрации сообразно выяснившимся данным.
Архитектор Алексей Щусев”[2].
Реставрация церкви Василия в Овруче. Общий вид и ограда церкви.
В возведении храма принимал участие Л. А. Веснин. Он подробно сообщал в своем письме П. П. Покрышкину об установке на месте занумерованных камней из упавших и раскопанных остатков башен и южной стены храма, кирпичные ряды кладки которой сосчитывались и измерялись. Таким образом, камень за камнем упавшие стены вновь были возвращены на свое место.
“Реставрация этого древнейшего храма, – писал И. Э. Грабарь, воздвигнутого в половине XII века, представляет совершенно исключительный интерес как по приемам, впервые в этой области примененным, так и по тем научным данным, которые явились в результате раскопок и строгих обмеров, предшествовавших началу самих строительных работ. Реставратор поставил себе целью включить существовавшие развалины стен в тот храм, который должен был явиться после реставрации, при этом в новые стены ему удалось включить не только остатки стоявших еще древних стен, но и все те конструктивные части их – арки, карнизы, и даже отдельные группы кирпича, которые были найдены в земле иногда на значительной глубине”[3].
Зимой 1907/08 г. А. В. Щусев делает второй вариант проекта восстановления церкви, в котором воссоздаются на старых фундаментах обе башни и взамен пятикупольного завершения проектируется одна глава.
Новый проект реконструкции был утвержден Археологической комиссией в марте 1908 г. Вчерне здание церкви было завершено в 1909 г. 1 мая 1911 г. сооружение было уже готово.
Проект реконструкции, созданный Щусевым, конечно, далеко не во всех деталях достоверным образом восстанавливает облик древнего храма. Его высота, форма покрытия башен и другие детали реконструированы по аналогии с другими образцами на основе художественного чутья зодчего.
Среди эскизов и рисунков А. В. Щусева, относящихся к храму в Овруче, обращают на себя внимание проекты простого тяблового деревянного иконостаса, ограды-тына из вертикальных заостренных плах и деревянной звонницы, покоящейся на громадных валунах. Зодчий хотел архаическими, полными сказочной романтики формами подчеркнуть древность самого храма. Общеизвестно, что в храме XII в. не могло быть деревянного тяблового иконостаса. Щусев тем не менее смело его создает. Сказочный деревянный частокол из больших и грубых плах, деревянные ворота в нем – все эти элементы композиции искусственно создают как бы исторические напластования.
В наследии русского искусства Щусев видел неиссякаемый источник вдохновения и красоты для всех видов архитектуры. Он не ограничивался строительством церквей и с радостью брался за проектирование гражданских зданий.
Первой попыткой Щусева применить формы древнерусского зодчества в строительстве гражданских зданий было сооружение двухэтажного жилого монастырского корпуса в Овруче. С высокой кровлей и небольшими окнами здание лишено какого-либо убранства, но отличается скульптурностью самих архитектурных масс, контрастных по отношению к насыщенному светотенью крыльцу. Важную роль в композиции играют входные ворота в ограде, сторожка и службы. Пристроенная к корпусу колокольня, в настоящее время разрушенная, обогащала композицию и играла важную роль в силуэте застройки.
ПРИМЕЧАНИЯ
- Материалы, документы и чертежи, характеризующие работу А. В. Щусева над восстановлением Васильевской церкви в Овруче, хранятся в Центральном Государственном историческом архиве СССР (Ленинград) – ф. 799, оп. 25, д. 510. В личном архиве А. В. Щусева имеются большая часть обмерных чертежей, оба варианта эскизного проекта, ряд различных эскизов и рабочих чертежей. В настоящее время большая часть личного архива А. В. Щусева передана на хранение в Музей архитектуры.
- ЦГИА СССР, ф. 799, оп. 25, д. 510.
- Грабарь И. История русского искусства. М., 1910, т. 1, с. 154, примеч. 1.