ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПЛЕМЕНИ ДРЕВЛЯН | Владимир ЛУКАШЕНКО

Статья историка-краеведа из Коростеня Владимира ЛУКАШЕНКО, историей  края занимается с 1971 года. Автор многочисленных публикаций газетах, в научных изданиях, автор нескольких книг.

Древия, Древы, Древская земля, Древлянщина слова, которые дошли к нам из глубины веков. В библейские времена, после потопа, один из трех сынов Ноя Яфет, после распределения Земли получил Мидию, Албанию, Армению Малую и Большую, Каппадокию, Пафлогонию, Галатею, Колхиду, Боспорию, Меотию, ДЕРВИЮ, Сарматию, Таврианию, Скифию… Так утверждает знаменитый монах Нестор, в летописи. Кстати, не упоминая больше ни одного племени из более поздний летописных русских племен. Конечно, что это не подтверждено историческими или археологическими источниками, но это факт, что Древия (Древлянщина) как государственное объединение существовало во времена известного нам Боспорского царства на территории Крыма. Что по историческим данным относится к середине I тысячелетия до нашей эры, т.е. за полтора тысячелетия раньше, чем начало существования Киевской Руси. Можно сделать предположение, что уже в те времена существовал и центр (столица) Древлянской Земли Искоростень.

Кто же эти легендарные жители Дервии? Каково их происхождение? Древнегреческий историк Геродот (V столетие до нашей эры), в своей “Истории” называет их лесными НЕВРАМИ, поселяя их в лесных чащах Правобережного Поднепровья на юг от Припяти. На рубеже нашей эры территорию края заселяли племена зарубинецкой археологической культуры, которая отвечает историческим славянам венедам. Готский историк VI ст.. Иордан сообщает в труде “О происхождении и действиях готов”, что севернее от многочисленного племени антов, которые по данным римского историка середины VI ст.. Прокопия Кесарийского (“Война с готами”) проживали на территории от среднего Поднепровья к северному Придунайю, жили славянские племена венедов (винетов, венедов). Об этих же племенах в своих работах упоминают также Плиний Старший (“Естественная история”), Корнелий Тацит (“Германия”), Клавдий Птоломей (“География”). По их данным, восточная часть этих племен проживала в лесной местности на юг от Припяти (Волиньско-Житомирское Полесье), а западная от Западного Буга до Вислы и Балтийского моря, вытеснив в начале I-го тысячелетия до нашей эры оттуда кельтов.

По нашему мнению, именно восточная часть венедских племен стала ядром формирования древлянского племени, а вместе с соседними антами они являются предками украинских народностей.

О силе и могуществе венедов (древлян) мы можем судить по некоторым фактам. По сообщению Прокопия Кесарийского в 546 году венеды в открытом бою победили антов. В 558-568 годах воинствующие авари (обры) прошлись опустошительным походом от Южного Поволжья до современной Венгрии, победив аланов, антов, славян в бассейнах Прута и Днестра, племена на территории Чехии и Моравии, франков и гепидов на территории Венгрии и только венеды не пустили завоевателей на свою территорию и не стали их данниками. Иоанн Эфесский сообщает, что в 583-584 годах войско лесных жителей (венедов) прошло воинским походом через Фракию, Дакию и Македонию (север Византийской империи) захватив великую добычу.

Есть также основание связывать Древлянщину второй половины I-го тысячелетия с легендарной Артанией, которую русские историки безосновательно располагают во многих местах ( в Новгородской земле, в Тмутаракани, на Рязанщине, в Родени).

Но что писали непредубежденные арабские хроникеры? Так, по сведениям арабского хрониста Аль-Истархи (начало X ст.), арабские купцы доставляли свои товары до Куйабы (Киева), за которым дальше на запад находилась таинственная Артания или (Арсания), в которую не проникает ни один чужеземец, так как местные жители уничтожают их. Артанийцы до Куйабы плывут по воде привозя меха, олово, мечи, которые обменивают на дорогие восточные ткани, украшения, пряности. Пусть не смущает читателя олово. Его вдоволь производили западнее Древлянщины и путем обмена, оно оказывалось в нашем крае.

Еще один арабский хронист Аль-Идриси, описывая главный город Артании пишет, что град Арса очень красивый и расположен на укрепленной горе между Славией и Куйабом. От Куйаба до Арсы четыре перехода (38×4=152км.), а от Арсы до Славии четыре дня (76×4=304 км.) пути. Мы убежденны, что Артания это и есть Древлянщина с Арсом (Искоростенем), а Славия это племенной союз Дулебов (они же Бужане и позднее Волыняне) в низовье Западного Буга. Именно по Уше(Ужу), Припяти, Днепру древляне спускались водным путем к Киеву, именно от Киева до Коростеня 150 км., а от Коростеня до Волыни 300км.

В сообщении другого средневекового араба Худад-аль-Алема сообщается о том, что земли русов расположены вдоль реки Рус, которая вытекает из глубин земли славян и направляется в восточном направлении, протекая по границе Асс – Славии (Дулебов), Ал-Арсании (древлян). Конечно же, что это река Припять, по которой и проходили северные границы и Дулебов и Древлян. Более того, из этого сообщения понятно, что земля русов это и есть именно земли Дулебов и Древлян, и, что именно они являются предками русов (Руси).

Давая характеристику славянам, араб Ибн-Рустэ пишет, что страна славян равнинная и лесистая, ее жители выращивают в основном просо, там нет виноградников и пахотных полей, добывается мед, рабочего скота и коней мало. Оружие дротики, щиты и копья…, любимый напиток медовуха. Царь называется “главой глав” и имеет заместителя “жупенеджа”, у него есть верховые кони и “прекрасные, крепкие и драгоценные кольчуги”. Царь живет в городе Джарваб и ездит на сбор дани. Как видим, эта характеристика совпадает с тем, что мы знаем о древлянах.

Характеризуя жителей Артании (Арсании) арабский путешественник Ибн-Хаукаль (первая половина X ст.) в своей “Книге путей и государств” пишет: “… с Арсы вывозят черных соболей и некоторое количество рабов. Они (русы) большие числом и уже давно нападают на сопредельные с ними территории Рума и накладывают дань.”

Анализ свидетельств средневековых византийских, европейских и арабских историков, географов и путешественников приводит к мнению и убеждению, что именно жители лесной территории от южного Повисления до Днепра (Украинское Полесье) периода с первых столетий нашей эры образовали первые племенные союзы Славию, Артанию, Куйавию, первые, пусть примитивные, государственные образования, которые стали основанием создания Киевской Руси, а можно пойти и дальше в этом предположении, что именно они стали основанием образования украинской народности.

Говоря о географическом размещении древлянского союза племен, в исторической науке сформировалось две мысли. Согласно академику Шахматову и его приверженцам, восточная граница расселения древлян простерлась аж на Левобережье Днепра, заходя в Правобережье Подесення. Вот, что писал Шахматов: “Тяжело утверждать, что Древляне… не переходили на левый берег Днепра… возможно, что Правобережье Подесненя было занято Древлянами. Некоторое указание на это дает древнейший вид… рассказа о мести Ольги Древлянам. Подчинив Древлян, Ольга отправилась с дружиной по Древской земле “вставляя уставы и уроки, и суть положения есть и ловища, и по Днепру и по Десне…”. Между тем, необходимо допустить, что Древляне находились на левой стороне Днепра, еще и в виду летописной статьи 970 года. Здесь мать Владимира и сестра Добрыни Малуша, названная дочерью Малка Любечанина и признавая возможной догадку Прозоровского и Срезневского в том, что этот Малк тождествен с древлянским князем Малом, приходится сделать вывод, что Любеч был древлянским городом”. Более того, кое-кто из приверженцев этой группы ученых Пархоменко В., Толочко П. выдвигают гипотезу о том, что даже Киев в начале своего существования был также древлянским градом форпостом Древлянщины на юго-восток. Также Антонович В.Б. и Спицын на основе археологических исследований утверждали, что в пределах Киева и его предместья не выявлены погребения характерные для полянинов, а все они древлянского типа. Уже позднее, во времена Игоря и Ольги, Ипатьевская летопись пишет, что Лют выехал из Киева на охоту и заехал на древлянскую территорию, т.е. Древлянская земля подходила вплотную к Киеву. На это же указывают Н. Костомаров и Н. Барсов, что за Белгородом и Вышгородом начиналась “земля Деревская”, “Древы”.

Границы же Древлянщины по Русановой и Звиздецким на востоке проходили по заболоченной пойме реки Здвиж, дальше по Тетереву к впадению в него Ирши.

Касаемо других границ, между учеными нет противоречий. На севере Древляне по реке Припять были соседями дреговичей, на западе граничили с дулебами (волынянами) в междуречье Случа и Горыни (как указывает автор “Очерков истории Волынской земли до конца ХІ века” Андрияшев А.) Погоринное было исконно древлянскою территорией, а на юге их граница вероятно совпадала с границей лесных массивов Полесья, за которыми начинались полустепные пространства, где властвовали кочевые потомки скифов, сармат, гуннов. На южных границах древляне и их предки обороняли свою землю от воинствующих киммерийцев, скифов, сармат, римлянинов, готов, гуннов, аваров, византийцев, и ни один из этих завоеватилей-пришельцев не смог проникнуть в землю древлян.

Именно на этой территории археологами были открытые первые достоверно славянские памятки, так называемой, корчакской культуры. Славянские племена Древлянщины, в силу естественной недоступности и изолированности, сформировали довольно стабильное население местного антропологического типа, который формировался около целого тысячелетия. Ведь только на территории древлян учеными установлен факт последовательного и беспрерывного развития славянского населения от V до ХІІІ столетия. По мнению некоторых исследователей (Петрашенко В.О.), именно Древлянщина своими материально-культурными достижениями (жилищно-строительство, керамика и др.) имела значительное влияние на Полянскую Киевщину, которое сближало и соединяло их материальные культуры и потом стало залогом того, что эти два племенных объединения сыграли ведущую роль в становлении южно-русского государства Киевской Руси.

В VI-VII столетиях славянские племена, которые проживали от среднего Поднепровья до отрогов Карпат, в исторической науке получили название антов и склавинов. Так их называли известные римские историкии готов Прокопий Кесарийский, Иордан и император Маврикий. Наиболее достоверно, что склавины, это и были будущие древляни. За их описанием, анты и склавины управлялись народным собранием, были ловкими, смелыми и выносливыми воинами, занимались скотоводством и земледелием, и были очень многолюдным народом. “Племена славян и антов, писал Маврикий, любят свободу и не имеют склонности ни к рабству, ни к покорности, храбрые, особенно в своей земле, выносливые легко переносят холод и жару…, юноши их очень мастерски владеют оружием”.

В археологической науке местное население периода VI-IX столетий относится к так называемой культуре керамики блучацкого типа. Обломки такой керамики распространены в курганных погребениях обрядом трупосозжения вокруг древнего Искоростеня.

По мнению академика Б. А. Рыбакова и других ученых, в конце VII столетия группа племен, которая проживала в бассейне реки Уж, объединились в племенной союз вокруг сильнейшего племени, которое носило имя древлян. Наиболее давнее упоминание о древлянском племени находим в труде византийского императора Константина Багрянородного “Об управлении государством “, где среди других славянских племен говорится и о древлянах. О древлянах, как об одном из славянских племен, упоминает и в летописи: “Так же и те же славяне, прийти, сели по Днепру и назвались полянинами, а другие древлянами, так как осели в лесах…”

В социально-экономическом отношении этот период для древлян был переходным от родового порядка к феодальному, причиной которого были положительные сдвиги в хозяйстве, в первую очередь в земледелии, где благодаря применению железных орудий выросла производительность труда. Каждая семья сама теперь была способна обработать участок земли, и потому родовые общины распадались на отдельные “дома” с наделами пахотной земли, которая периодически перераспределялась. Одновременно углубляется процесс имущественной дифференциации, родоплемнная знать подчиняет себе лучшие земли.

Основным типом древлянских поселений оставались не укрепленные поселки, которые, как правило, располагались на склонах надпойменных террас, рек, ручьев, на плато высоких берегов, рек или на возвышениях речных пойм. Это обусловливалось наличием грунтов и выгонов для выпаса скота, возможностью заниматься рыболовством для пополнения пищевых продуктов, и, кроме того, на возвышенных участках местности было легче держать оборону от завоеватилей. Такие древлянские поселения состояли из нескольких отдельных жилищ наземного, полуземляного или земляного типа. Стены жилья строились из деревянных бревен, которыми обкладывались стены и углубленной в землю части жилья. Для обогрева жилья сооружали печи-камянки.

Одно из таких жилищ было раскопано в 1934 году на северной окраине города. Это была землянка 5х5,5 метров со следами костра посередине и с остатками вещей: железных топоров, плотницких инструментов, долот, жернов, обломков посуды и пряслиц. Эти вещи дают представление о ремёслах тогдашних “коростенцев”. Материалы археологических раскопок свидетельствуют, что значительное развитие получило производство железа и изделий из него.

Этому способствовало то, что в нашей местности были распространены залежи болотной руды. Ее расплавляли в сыродутных печах, в которых перекладывались слои измельченной руды и древесного угля, температуру повышали за счет нагнетания воздуха в середину печи с помощью кожаных мехов. Из такой печи за одну плавкую можно было получить 2-6 кг. сырого метала, который потом перековывали в металические изделия. Одну из таких печей археологи раскопали вблизи Ушомира. “… въ старой Древлянской земле, и руда обрабатывалась здесь, несомненно, еще в языческий периодъ: на это указываютъ находки молотов, шлаковъ, значительное число железныхъ изделий, несомненно местного происхождения, находимихъ въ древлянских могильникахъ, особенно множество больших гвоздей, составляющихъ характерную принадлежность древлянского похоронного обряда” писал М. Грушевский.

Распространенными были также гончарство, плотницское дело (“древо-делие”), ткачество. О развитии последнего, можно судить из уникального открытия вблизи Михайловки остатков мастерской по изготовлению пряслиц с горной породи под названием красный шифер (пирофилитовий сланец). Эти пряслица археологи находят во многих местах бывшего государства Киевской Движении, куда они попали путем товарообмена.

Жители округи в основном занимались земледелием и скотоводством. В земледелии господствующей была, так называемая, вырубная или подсечная система, по которой расчищенный от леса участок земли использовался 3-4 года, к истощению плодородия, со следующим переходом к другому участку. Грунт обрабатывали деревянным оралом с металлическим наоральником, реже лопатой или мотыгой. Высеивали рожь, ячмень, овес, просо, чечевицу, лен, коноплю, разводили коней, коров, быков, качек, свиней, голубей.

Важным подспорьем в жизни древлян оставалась охота и рыболовство, а также бортничество – собирания меда диких лесных пчел. Местные жители уже не “выдирали”, не разрушали пчелиные жилье, а упорядочивали этот промысел, назвав его бортничеством. “Борть” это “дупло”, заселенное лесными пчелами. С противоположной стороны от отверстия (летка) начали вырубать или выпаливать в дереве отверстие до полу метра в высоту и до 15 см в ширину, через который и вырезали часть сот с медом, а отверстие закрывали доской. Это давало возможность сохранять пчелиную семью и пользоваться ею не один год. Как правило, мед выбирали из борты ближе к осени, когда в сотах уже практически не было личинок расплода. Найденная борть становилась собственностью, на дереве владелец ставил особый знак, который означал принадлежность данного дерева и борты определенному хозяину.

Среди древлян в этот период утвердилась языческая религия. Характеристику верования антов, которую дал римский историк Прокопий, можно перенести на древлян: “Они считают, что только один бог, творец молний, является властью над всем, и ему приносят в жертву быков и осуществляют другие священные обряды… Они поклоняются и рекам, и нимфам, и всяким другим демонам, приносят жертву всем им и с помощью этих жертв проводят гадание”.

Своеобразным есть и погребение древлянского типа. Это большие или средние насыпи курганы, вокруг которых, как правило, выкапывался ров, через который прокладывался мостик. Покойника преимущественно хоронили в деревянном гробу из толстых брусков или бревен и ставили на уровне земли или выше и очень редко в углублении. Возле каждого угла гроба ставили глиняный кувшин с пищей.

Интересными были и обычаи древлян, которые так гневно осуждает в летописях его автор, легендарный монах Нестор. Мы можем извинить ему, ведь он, писав летопись, выполнял как сказали бы сейчас „социальный заказ” киевских князей, т.е. князей полянского племени, и вынужденный был унижать достоинство представителей других племен и возвеличивать свое. Отсюда его почтительное отношение к полянинам и пренебрежительное к другим славянским племенам. Вот что он писал: “А древляне жили подобно зверям, жили по скотски: и убивали они друг друга, и ели все нечистое, и свадеб у них не было, а умыкали (воровали) они девушек около воды». Это “умыкание” есть не что иное, как языческий праздник Купалы, который позднее распространится среди других славянских племен.

Таким образом, в конце VII столетия возник союз древлянских племен, которые жили на юге от Припяти, имели общую систему ведения хозяйства, быт, обычае, традиции.

 

Статья скопированна с сайта http://www.korosten.biz