Писанки та крашанки – звичаї, способи та техніки виготовлення на Волині кінця XIX ст.

Стаття із журналу “Этнографическое обозрение” за 1899 рік. В ній автор, А. Н. Малинка подає зібрані ним відомості про звичаї та техніки виготовлення писанок та крашанок на Волині. Детальний опис всього процессу від виготовлення фарб, інструменту для писання та самої технології створення писанки. Перелічені всі відомі йому елементи орнаменту та згадані деякі традиції пов’язані з крашанками та писанками.

Стаття доповнена таблицями, подана як і в оригиналі, російською дореформенною мовою.


 

Писанки и крашанки.

(Съ приложеніемъ таблицъ).

Въ отвѣтъ на напечатанную въ ХХХУІ кн. „ЭтнограФическаго Обозрѣнія* программу съ просьбою о доставленій свѣдѣній объ обычаѣ употреблееія писаныхъ яицъ на праздникъ Пасхи, получено нижеслѣдующее сообщеніе отъ нашего сотрудника А. її. Малинки изъ Глухова Черниговской губерній. Свѣдѣнія собраны авторомъ преимущественно въ Волынской губерній.

А. Н. Малинка сообщаетъ въ отвѣтъ на наше приглашеніе, что нѣсколько лѣтъ тому назадъ имъ была послана въ даръ Дашковскому Этнографическому Музею коллекдія писанокъ, собранная имъ преимущественно въ Волынской губерній, а именно, въ г. Острогѣ и въ селахъ Острогскаго уѣзда: Здолбуновѣ, Бродовѣ, Соловѣ, Кривинѣ, Майковѣ, Плужнѣ, Милятинѣ; въ с. Слободкѣ Новогр.-Волынск, у.; въ с. Жалобкахъ Кременец. у.} въ с. Сабаровѣ и др. Винницкаго у., также въ уѣзд. Житомірскомъ, наконедъ въ Липовецкомъ у. Кіев. г. (пограничн. съ Подольск, г., м. Лозово). Всего послано свыше ста нумеровъ, изъ которыхъ, къ сожалѣнію, многіе не дошли благополучно. Всѣ уцѣлѣвшіе экземпляры, въ числѣ прочихъ, теперь зарисованы для изданія Лубенскаго музея; изъ пострадавшихъ впрочемъ нѣкоторые узоры возстановлены по обломкамъ скордупъ.

О самомъ обычаѣ нашъ корреспондентъ пишетъ следующее:

“Различаются писанки и крашанки. Крашанки —одноцвѣтныя яйца цавныхъ колеровъ. “Якъ по жадному узору, то вже крашанкы”. Писанки —яйца разныхъ цвѣтовъ и узоровъ. И тѣ и другія приготовляются только передъ Свѣтлымъ праздникомъ. Крашанки умѣетъ красить всякая хозяйка и готовитъ ихъ только для себя. Писанки готовить умѣетъ не всякая,

Въ Волынской губ. писанки очень распространены. Пишутъ ихъ главнымъ образомъ по селамъ. Въ Острогѣ мнѣ пришлось встрѣтить всего 3 женщинъ, умѣющихъ ихъ рисовать; но всѣ онѣ раньше жили по селамъ. И жители Острога, когда я обращался къ нимъ съ просьбой указать умѣющихъ приготовлять писанки, обыкновенно отвѣчали, что писанки приготовляются по селамъ, а въ городѣ онѣ только продаются на базарѣ. Писанки приготовляются, гл. обр., для забавы дѣтямъ. Цѣна писанки (яйцо и работа) отъ 2—5 коп., смотря по изяществу рисунка и цѣнѣ на яйца. Писанки готовятъ и православный женщины, и католички. Между узорами тѣхъ и другихъ есть разница, но въ чемъ она заключается, опредѣлить не могу, вслѣдствіе незначительного количества у меня католич. писанокъ (всего четыре штуки). Но что разница есть, это видно изъ того, что мнѣ нѣкоторыя лица безошибочно указывали католич, писанки.

— Краски для крашанокъ и писанокъ частью покупаются готовыми въ лавкахъ, частью готовятся самими хозяйками. Зеленка”— темно-зеленая краска, приготовляемая изъ ягодъ бузины (sambucus nigra L): ягоды сушатся и варятся; въ отварѣ ихъ и красятъ яйца. —“Рудая”— изъ луку. “Жовтая” готовится такъ: приготовляется легкая сѣчка изъ коры старой дикой, кислой яблони и ея молодыхъ побѣговъ; сѣчка эта кладется въ горшечекъ, наливается водой и ставится въ теплое мѣсто часа на 2, пока не получится густой настой; затѣмъ кора выбрасывается, а въ настой бросаютъ галунъ. Чтобы узнать, готова-ли краска, опускають въ настой руку и по цвѣту ея окраски судятъ о годности краски.— “Червона” краска обыкновенно покупается.

— Приготовлеиіе писанокъ. Яйцо покрывается воскомъ въ тѣхъ мѣстахъ, который желаютъ оставить на писанкѣ бѣлыми, и опускается въ желтую краску; когда оно окрасится, его обсушиваютъ, покрываютъ снова воскомъ, тамъ гдѣ на писанкѣ должна быть желтая окраска, и кладуть въ зеленую краску; снова обсушиваютъ, кладутъ 3-ій рядъ воска въ мѣстахъ, гдѣ узоръ долженъ быть зеленымъ; затѣмъ яйцо кладутъ въ какую либо кислоту (квасъ), которая выѣдаетъ краску въ мѣстахъ, не покрытыхъ воскомъ; побѣлѣвшее яичко — въ красную краску, и фонъ писанки получается красный. Если же опустить яйцо, не лежавшее въ квасу, въ красную краску, то фонъ получится черный. Когда послѣдпяя краска высохнетъ, яйцо ставится въ теплую печь; воскъ на немъ растапливается, и писанка готова. Трудность работы, такимъ образомъ, состоять въ умѣніи наизусть налагать растопленнымъ воскомъ одинъ за другимъ узоры.

Изящество работы, помимо вкуса и снаровки мастерицы, зависитъ еще и отъ „косточки”, инструмента, при помощи котораго рисуется писанка. Косточка. Растопленный воскъ налагается на яичко при помощи „косточки”; это короткая, приблизительно въ полъ-дюйма, тоненькая металлическая трубочка, по серединѣ прикрѣпленная къ деревянной ручкѣ, длиной вершка въ 11/2—2; черезъ эту трубочку льется воскъ на яйцо. Чѣмъ тоньше трубочка, чѣмъ уже въ ней отверстіе, тѣмъ тоньше и изящнѣе будетъ русунокъ на писанкѣ. Трубочки приготовляются крестьянками такъ: на тонкую иголку густо, рядъ къ ряду, наматывается тонкая проволока, которая затѣмъ снимается, и трубочка готова.

— Узоры для писанокъ не составляются рисовальщицами вновь, а передаются, такъ сказать, по наслѣдству отъ бабушки къ дочери, внучкѣ и т. д. Мнѣ передавали, что иногда пользуются и готовыми альбомами рисунковъ писанокъ, но лично я ихъ не видалъ въ рукахъ простого народа. Передается изъ рода въ родъ собственно только типъ рисунка. Этотъ главный остовъ узора имѣетъ свое названіе (сосонка, рожа и т. д.), другія же, болѣе мелкія подробности рисунка принадлежать или извѣстной мѣстности (въ одномъ селѣ „повна рожа” рисуется съ однѣми подробностями, въ другомъ—съ другими), или извѣствому времени (въ одномъ и томъ же селѣ одипъ и тотъ же типъ рисунка снабжался раньше однѣми подробностями, теперь—другими), или, наконецъ, отдѣльной личности (болѣе смѣлая рисовальщица вноситъ въ рисунокъ отъ себя, подробности). Эти детали рисунка, иногда затемняють и самый остовъ рисунка, что затрудняетъ опредѣленіе названія рисунка. Такъ, опредѣляя имѣющуюся у меня коллекцию писанокъ, одна женщина выражалась: „якйсь лапкы, не можно розибраты дила“, т. е. остовъ узора „лапокъ“ замѣтенъ, но детали узора не позволяюсь разобрать, какой болѣе частный видь общаго вида „лапокъ“ здѣсь изображенъ.

Итакъ, въ узорѣ нужно различать двѣ стороны: 1) главную, основную сторону, типъ рисунка, по которому и писанка получаете свое названіе, и онъ переходить преемственно изъ рода въ родъ, и 2) второстепенную, детальную, дальнѣйшее развитіе основного типа. Иныя изъ деталей крѣпко привились, передаются съ главнымъ рисупкомъ и пріобрѣтаютъ свое названіе; такъ, изъ основного рисунка “рожа”(мальва) развилось три, болѣе частныхъ узора: “бокова, пуста и повна рожа“; основной рисунокъ “лапкы” подраздѣлился вцосдѣдствіи на “курячы”, “гусячы”, “гындычы” и др. Другія детали, составляя продукты мѣстнаго или личнаго творчества, не пріобрѣли еще себѣ названія и составляюсь безыменную разновидность основного типа.

—Привожу алфавитный списокъ извѣстныхъ мнѣ названій узоровъ:

берёза, бесага, бузыва, вахляешъ, венгерочкы, викна, вильшына, выноградъ, выноградци, вышня, гвозды(ч)кы, гординійка, грабына, гребешкы, греб. въ длыну, гребиночкы, гребинци, гребинчыкы, дубровыця, зыркы. зырочкы, клёшы, ключечкы; клынци (або клынчыкы, клыночкы), клынци глухыйи, клынци повныйи, клынци простыйи, клынци саморобськыйи, клынци хрыщатыйи, крыло орлове, лапкы: лапкы гусячы, лапкы гындычыйи, лапкы качени, лапкы курачы, лапкы овёчы, лапкы сорочы, лищына, лыстя березове, лыстъ вербовы, лыстъ глухойи вербы, лыстъ зъ вынограду, лыстя грабове, лысткы дубовы, лысткы клыновы, лыстячко льпове; мурели; мутелыкы; носкы качаровы; ошыбкы; пановйчка; пывонія; рожа боковая, рожа повна, рожа пуста; рожкы баранячы; сосонка, сосонка простая; суражко; топоры, топорцй; тюльпанъ; урожкы, човны(ч)кы, човныкы велыкы, човныкы маденькыйи; шыбочкы; шыпшына; хрестыкы клынчасты, хрестыкы крыжовыйи; хрестыкы просты; ягидкы.

Въ нѣкоторыхъ мѣстахъ (с. Майково) существуетъ обычай “волочино” къ парню, съ того времени какъ онъ можетъ жениться (лѣтъ съ 17), является дѣвушка, которой нравится этотъ парень, и приносить ему въ хусткѣ 6—9 писанокъ; если дѣвушка также нравится парню, то онъ на слѣдуюшій день возвращаетъ ей хустку съ завернутыми въ ней деньгами (коп. 10—20); вь противномъ же случаѣ хустку отдаетъ пустою. Въ с. Русивелѣ Острогск. у. на 2-й день Пасхи парень идетъ въ гости къ дѣвушкѣ, которую онъ любить и которая отвѣчаетъ ему взаимностью; она угощаетъ его и даетъ ему около полу-копы (30 шт.) писавокъ и крашаиокъ. Въ назваіныхъ селахъ и въ г. Острогѣ съ “волочиномъ” ходять на Проводы (Ѳомино воскресеніе) къ священнику, а на 2-й день праздника къ помѣщикамъ, причемъ носять съ крашанками и бѣлыя яйца. Хозяинъ угощаетъ ихъ и даетъ нѣсколько денегъ”.

А. Н. Малинка.

Печатая это сообщеніе, мы возобновляемъ нашу просьбу къ читателяыъ о присылкѣ дальнѣйшихъ свѣдѣній и коллекций. При этомъ пользуемся случаемъ, чтобы выполнить данное обѣщаніе относительно рисунковъ, и прилагаемъ двѣ хромолитографическія таблицы съ 18 рисунками писанокъ. Означенный таблицы любезно предоставлены „Этнографическому Обозрѣнію“ Е. Н. Скаржинскою ивъ числа таблиць, имѣющихъ войти во 2-й выпускъ издаваемаго ею „Описанія коллекціи народныхъ писанокъ“ Лубенскаго Музея Е. Н. Скаржинской (текстъ описанія составленъ нашиыъ сочленомъ С. К. Кулжинекимъ, секретаремъ Лубенскаго Музея). Рисунки, прилагаемые здѣсь, представляють точныя копій нѣкоторыхъ писапокъ пзъ собранія Дашковскаго ЭтнограФическаго Музея, имѣвшихъ различное происхожденіе. Такъ, №№ 1—3 происходить изъ с. Корницы Сѣддецк. губ. Константиновскаго уѣз., № 4—изъ Волынской губ., №№ 5—6 — изъ Конотопа Черниговской губ., №№ 7 и 8—изъ Путивльскаго уѣз. Курск, г., №№ 9—18—неизвѣстнаго происхожденія.

Кромѣ того, прилагаемъ давно имѣвшіяся въ распоряженіи редакцій двѣ таблицы съ 48 схематическими рисунками писанокъ изь Галиціи. Это тѣ самые рисунки, которые пѣкогда были помѣщены при статьѣ Оскара Кольберга въ польскомъ журналѣ „Tygodnik Powszeclmy“ (1882, № 31) и потомъ повторены въ варшавской „Wisle“ (1890, № 1, стр. 218—219). Кольбергъ сообщилъ и названій этихъ узоровъ на галицкомъ языкѣ, въ польской транскрипцій, которую мы замѣпяемъ русскою: 1. Цэрковци. 2. Дзвинъ. 3. Рыскалыки (заступы). 4. Кутасы (кисточки). 5 и 6. Попови рызы. 7. Рижкё (рожки). 8. Калыткё (сумочки). 9. Барда (бердышъ, сѣкира). 10. Хрэстъ. 11. Паска, (пасха). 12 Пырёрва поздовжиа. 13. Пырёрва проста. 14. Пырерва кучирява. 15 и 16. Сорокъ клыпцивъ. 17. Мотовыльци (мотовило). 18 и 19. Пырыплыты нижка. 20, Кучири. 21 и 22. Ключкы (крючки). 23 и 24. Ружи (розетки). 25. Звуздыки (гвоздики?). 26. Ружи поздовжна. 27. Грыбинци (гребешки). 28. Грабли. 29. Слымакё (улитки). ЗО. Барани рогы. 31. Выновый лыстокъ (виногр. листъ). 32. Кетыци (букетъ). 33. Квитке (цвѣты). 34. Сточена бында (свернутая лента). 35. Пысани рукавы. 36. Куричи лапы. 37. Гусичи лапы. 38. Качичи шыи (утиныя шейки). 39. Заячи вуха. 40. Бысагы (двойная сума). 41. Бысагы зъ лапкамы. 42. Равлыкы (улитки). 43. Парасоли. 44 и 45. Сосны. 46. Сосна дрибна. 47. Огыркё (огурцы). [48. Водовый сыкъ.—Эти узоры происходить изъ с. Городницы, въ 7 верстахъ отъ уѣзднаго города Городенки, на Днѣстрѣ.