Мѣстечко Искорость Овручскаго уѣзда | Св. А. Сендульскій

Стаття священника А. Сендульского “Містечко Іскорость Овруцького повіту” змальовує містечко яким воно було в далекому 1880 році. Цікавими є опис археологічних пам’яток, історичних місць та народних переповідок з давньої древлянскої історії.

Стаття наведена, як вийшла в оригіналі в “Волинських епрахіальних відомостях”, російскою дореформееною мовою. Ілюстративний матеріал додано із архіву проекту Овруч.інфо.


 

Мѣстечко Искорость Овручскаго уѣзда.

Станція Коростень, містечко Іскорость, берега р. Уж. Світлина 1909 р.

Искорость, теперь незначительное и ничтожное поселение, носящее названіе мѣстечка, расположено на берегахъ р. Уши, которая здѣсь протекаетъ среди громадныхъ гранитныхъ утесовъ, возвышающихся индѣ до 10 и 12 саж.,—отъ чего мѣстность эта съ перваго взгляда кажется дикою и печальною, но всмотрѣвшись попристальнѣе она представляется чудною и восхитительною картиною.

Искорость—это древній Коростень, бывшій нѣкогда столицею Древлянскаго царства. О времени основанія его нигдѣ не имѣется никакихъ данныхъ: но безъ всякаго сомнѣнія онъ чрезвычайно древній и начало его теряется во мракѣ до-историческихъ временъ Славянщины потому что Исторія застаетъ уже эту мѣстность сильно укрѣпленною и съ значительнымъ поселеніемъ подъ именемъ Коростеня, который имѣлъ въ окружности до 10 верстъ. Вѣроятно, еще за долго до призванія сѣверными славянами Варяговъ, одно изъ Славянскихъ южныхъ племенъ, извѣстное въ лѣтописяхъ подъ именемъ Деревянъ впослѣдствіи Древлянъ, соединившись въ одно цѣлое и избравши изъ среды себя князей, образовало сильное царство, столицею котораго былъ Коростень, какъ по самой природѣ имѣвшій довольно укрѣпленныя позицій, въ древнемъ Коростенѣ, кромѣ княжескаго замка, было еще три оборонительныхъ терема или башни, носившихъ названія: высокаго, средняго и низкаго; всѣ они были расположены на неприступныхъ почти гранитныхъ береіахъ р. Уши.

План городища древнього Коростеня і околиць 1823 року

Такъ одипъ нзъ нихъ, называвшійся низкимъ, теперь извѣстный подъ именемъ городища, находился на лѣвой стороні р. Уши, и имѣлъ съ двухъ сторонъ неприступные каменные берега, а съ другихъ двухъ сторонъ окруженъ былъ валомъ съ уступами, сдѣланными изъ земли, глины, щебня, известки и песку. Высокій и средній, отстоявшіе одинъ отъ другаго на двѣ слишкомъ версты находились на правомъ берегу тойже рѣки Уши обнесены были съ двухъ сторонъ земляными окопами, а съ остальныхъ двухъ окружали ихъ высокія гранитный скалы[1]. Такъ Древляне позаботились объ укрѣпленіи столицы своего царства.

Но не долго суждено было Коростеню просуществовать своею самостоятельною и самобытною жизнію. Въ 883 году Олегъ Великій Князь Кіевскій, взявши приступомъ г. Коростень, все царство Древлянское присоединиль къ Кіевскому княжеству и обложилъ его данію[2]. Правда дорого обошлось Олегу взятіе Коростеня; много дружины и много времени потрачено было, пока успѣлъ онъ овладѣть Коростеномъ[3]. Съ тѣхъ поръ Коростень, хотя считался столицею Древлянъ, но вѣроятно много утратилъ блеска и величія изъ своей прежней независимой жизни; впрочемъ можно предполагать, что Олегъ, сдѣлавъ Древлянъ своими данниками, оставилъ ихъ при своихъ прежнихъ порядкахъ, законахъ и управленій, что можно видѣть изъ того, что онъ не тронулъ даже ихъ князей. По смерти Олега, Древляне въ 913 и 914 г. возмутились противъ Кіевскаго двора и не хотѣли платить опредѣленной дани , состоявшей изъ мѣховъ, чорныхъ куницъ, и другихъ цѣнныхъ звѣрей; но В Князь Игорь Рюриковичь, осадивши Коростень взялъ его приступомъ и предалъ его на разграбленіе и расхищеніе своей дружинѣ; съ паденіемъ Коростеня, какъ столицы царства, Древляне смирились и признали надъ собою власть Кіевскаго Князя. Тогда же Игорь отдалъ Древлянское царство съ столицею въ управленіе своему воеводѣ Свенельду;—но прежніе князья остались, и они были причиною вторичнаго бунта, кончившаяся несчастною смертію Игоря. Літописедъ Несторъ передаетъ намъ это событіе такимъ образомъ. Однажды Игорь явился въ Древлянскую землю и собравши съ ней дань удалился въ Кіевъ. Но не прошло и полгода какъ онъ въ угожденіе своей дружинѣ, вторично пришелъ въ Древлянскую землю чтобы собрать еще большую дань[4]. Древляне вооружились. Повадился волкъ въ стадо, говорили они, и если не убьемъ его, то выносить все стадо и рішились убить его. Игорь, не ожидая сопротивлепія, явился къ нимъ съ малою дружиною. Узнавши объ этомъ Древляне вышли изъ Коростеня подъ предводнтельствомъ своего князя Мала и захвативши Игоря, убили его.

Византінскій историкъ пишетъ, что Древляне этого несчастнаго Князя привязали къ вершинамъ двухъ согнутыхъ деревъ и пустили ихъ, и когда деревья выпрямились во весь ростъ, то тѣло его разорвано было на двое[5]. Этотъ жестокій и варварскій поступокъ сильно вооружилъ Кіевскій дворъ и народъ противъ Древлянъ и приготовилъ окончательное паденіе Древлянскаго дарства и совершенное разореніе столицы — Коростеня. Хотя разсказъ лѣтописца о мести совершенной надъ Древлянами за смерть Игоря , его супругою Княгинею Ольгою вообще носить на себѣ характеръ легендарности, однако нельзя не признать въ немъ хоть нѣкоторой доли правды, а потому приподнимемъ завѣсу съ одной стороны и согласно лѣтописи представимъ здѣсь ходъ событій въ томъ порядкѣ, какъ они слѣдовалн одни за другими начиная съ смерти Игоря. Ольга узнавъ о смерти своего мужа Игоря задумала отмстить Древлянамъ , а Древляне вознамѣрились какъ нибудь поладить съ В. Княгинею Ольгою, для сего предположили сватать за Ольгу своего князя Мала и нарядили для этого въ Кіевъ посольство, состоявшее изъ 20-ти именитыхъ Древлянъ. Когда они явились къ Ольгѣ, то она притворно ихъ обласкала; при этомъ они произнесли ей слѣдующую рѣчь:

мужа твоего убихомъ, бяше мужъ твой яко волкъ, всхищая и грабя. А наши князи добри, иже роспасли суть Деревенскую (Древлянскую) землю. Да поиди за нашъ князь за Малъ

Ольга въ отвѣтъ сказала имъ, что ихъ рѣчь ей нравится и обѣщала на другой день оказать имъ предъ народомъ особенныя почести, но присовокупила, чтобы они , когда она пришлетъ ихъ звать къ себѣ, отвѣчали, что они не поѣдутъ и не пойдутъ, а чтобъ понесли ихъ въ лодкахъ. Давши имъ такое наставленіе и обласкавши ихъ Ольга отпустила ихъ, а между тѣмъ при дворѣ своего терема, находяіцагося внѣ города Кіева приказала выкопать обширную и глубокую яму. На другой день когда послала за Древлянами, то они согласно наставленію Ольги отвѣчали , что не поѣдутъ и не пойдутъ но чтобъ несли ихъ въ лодкахъ, что было и исполнено къ удовольствію и гордости Древлянъ. Но едва они принесены были къ терему Ольги, Кіевляне по знаку ея бросили лодки съ Древлянами въ яму и тотчасъ засыпали ихъ живыхъ землею. Послѣ того Ольга дала знать Древлянамъ, чтобъ прислали къ ней другое посольство и тогда она уже дастъ отвѣтъ о выходѣ за мужъ за князя ихъ Мала. Древляне ничего не подозрѣвая выбрали еще лучшихъ и знаменитѣйшихъ мужей и послали ихъ въ Кіевъ. Но тамъ ожидала ихъ еще большая почесть. По обычаю тогдашняго времени они должны были прежде вымыться въ банѣ, а потомъ уже явиться къ Двору. Но когда они мылись, Ольга велѣла запереть всѣ наружный двери бани и ее зажечь, и такимъ образомъ Древлянскіе послы сдѣлались добычею огня.

Но этимъ еще неудовлетворилась месть Ольги, тѣнь умершаго , по тогдашнему языческому вѣрованію, требовала еще большей мести. Для этого Ольга, скрывши отъ Древлянъ свой поступокъ съ посланниками ихъ, объявила имъ, что она прійдетъ къ нимъ праздновать тризну на могилѣ своего мужа и потребовала чтобы для сего приготовили во множествѣ меды и другіе угощенія. Когда все было исполнено по ея приказанію, то она явилась съ дружиною въ Коростень и велѣла сперва насыпать высокую могилу надъ прахомъ Игоря, а потомъ приступила къ празднованію тризны, во время которой поручила отрокамъ своимъ угощать какъ можно лучше всѣхъ Древлянъ и на вопросъ о посланпикахъ отвѣчать: ѣдутъ во слѣдъ за нами. Когда Древляне въ простотѣ сердца своего недогадываясь ни о какихъ коварствахъ, напились всѣ почти до пьяна, то Кіевская дружина, по приказу своей Княгини напала на Древлянъ и изрубила сѣкирами всѣхъ бывшихъ тамъ болѣе 5000 человѣкъ.

Діорама “Княжна Ольга біля стін стародавнього Іскоростеня”, Коростенський краєзнавчий музей, м. Коростень. Художник А. А. Туранський, 1982

Вскорѣ послѣ того Княгиня Ольга опять явилась въ Древлянскую землю уже съ многочисленнымъ войскомъ. Древляне приготовились къ сопротивленію, но будучи разбиты въ открытомъ полѣ заперлись въ своихъ городахъ[6]. Ольга устремилась на Коростень; но напрасно простояла у стѣнъ его цѣлое лѣто: неприступный его стѣны и отчаянное сопротивленіе Древлянъ отражала всѣ ея приступы и нападенія, и потому она не могла взять Коростеня. Наконецъ употребила, по лѣтописцу слѣдующую хитрость. Вступивши съ осажденными въ Коростенѣ Древлянами въ переговоры, она объявила имъ, что не хочетъ брать съ нихъ никакой дани, а только ограничится тѣмъ, если дадутъ ей съ каждаго двора по три голубя и по три воробья. Древляне измученные обороною и истощенные голодоиъ съ радостію приняли это предложеніе. Когда снесли ей этихъ птицъ, Княгиня Ольга велѣла привязать зажженный трутъ съ сѣрою и раздать по одной каждому изъ воиновъ, съ тѣмъ, чтобы они выпустили ихъ въ сумерки на волю. Вслѣдствіе этого весь городъ, отъ возвратившихся туда въ свои гнѣзда, подъ крыши домовъ, птицъ, загорѣлся. Спасавшіеся отъ пожара Древляне были безпощадно умерщвляемы дружиною Ольги, на оставшихся же въ живыхъ наложила тяжкую дань. Тогда же Коростень разоренъ былъ окончательно дотла[7]. Съ паденіемъ Коростеня пала и свобода Древлянъ. Ольга навсегда подчинила ихъ Кіевскому Княжеству и управление ими ввѣрила своему намѣстнику, который избралъ своимъ мѣстопребываніемъ городъ Обручь , нынѣ Овручь, сдѣлавшійся съ этого времени какъ бы резиденцією или столицею Древлянъ. Съ тѣхъ поръ нигдѣ уже неупоминается въ лѣтописяхъ о Коростенѣ. Мѣсто, гдѣ онъ находился, съ теченіемъ времени совсѣмъ опустѣло, и мало по малу заросло лѣсомъ; оно долгое время называлось Древлянкою.

Въ такомъ видѣ оно просуществовало до конца XIV стол. Въ это время Ольгердъ В. Князь Литовскій подарилъ эту местность за отличіе по службѣ воину изъ Брянска-Тереху, который сталъ называться вмѣсто Терехъ изъ Брянска Терехъ изъ Коростеня[8], въ память нѣкогда бывшаго на этомъ мѣстѣ города Коростеня. Мѣстное народное преданіе присовокупляетъ, что образовавшееся тамъ поселеніе получило названіе Искорость, отчасти отъ того что Терехъ сталъ называться изъ Коростеня, а отчасти отъ того, что оно возникло изъ развалинъ древияго Коростеня; сперва оно называлось: Искоростень, а послѣ сокращено—-Искорость. Такимъ образомъ пустырь оставшійся послѣ разореннаго города Коростеня въ теченіи нѣсколькихъ вѣковъ сталъ только въ концѣ XIV ст. заселяться людьми и образовалъ селеніе подъ именемъ Искорость. Одна изъ наслідниковъ воина Тереха, вышедши въ 1586 г. въ замужество за Прокопія Мержевицкаго, принесла съ собою въ приданное имѣніе Искорость. Мержевицкій, какъ богатый магнатъ и имѣвшій обширный связи при дворѣ просилъ у Короля Сигизмунда III учредить въ Искорости мѣстечко и сдѣлать тамъ укрѣпленія для отраженія татарскихъ напаленій. Король согласился и выдалъ привилегію для образованія мѣстечка и магдебурское право ея жителямъ. Вслѣдствіе этого благосостояніе жителей Искорости быстро начало возвышаться. Остатки древнихъ укріпленій бывшаго города Коростеня были возобновлены и приведены въ надлежащій порядокъ, они не разъ служили жителямъ Искорости защитою отъ татарскихъ набѣговъ. Но во время войнъ Богдана Хмѣльницкаго загонъ Герасим въ 1649 г. напавши на Искорость истребилъ жидовъ и ляховъ, неуспѣвшихъ скрыться въ лѣса и разрушилъ всѣ укрѣпленія, которыя и до сихъ поръ находятся въ развалинахъ и мало по малу исчезаютъ съ лица земли. Съ этого времени Искорость значительно опустѣла. Потомки Мержевицкаго завѣщали предъ смертію своею Дорогостайскимъ Кармелитамъ 3000 зл. польскихъ, обеспечивъ эту донацію на имѣніи Искорости. Кармелиты въ 1761 г. продали Искорость Ходкевичу, который и заселилъ ее крестьянами[9]. Въ 1775 г. пріобрѣлъ Искорость покупкою отъ Ходкевича нѣкто дворянинъ Поляновскій. Въ 1780 г. Поляновскій продалъ Искорость генералъ-лейтенанту Польскихъ войскъ Любовицкому, который скупивши у сосѣдей земли и лѣса, входившіе въ составъ Древлянской столицы—Коростеня, устроилъ это нмѣніе и основалъ въ немъ усадьбу съ садомъ. Въ 1807 г. Любовицкій умеръ, оставнвъ это имѣніе своимъ наслѣдникамъ.. Вотъ и вся незатѣйливая исторія мѣстечка Искорости, бывшаго древняго города Коростеня —столицы языческаго Древлянскаго царства.

Могила Великого Князя Ігора

Но не смотря на девятьсотъ лѣтъ пронесшихся надъ Искоростью, не смотря на различный бѣдствія, тяготѣвшія надъ нею въ теченіи вѣковъ, тамъ сохранилось еще до сихъ поръ нѣсколько достопримѣчательностей, уцѣлѣвшихъ отъ Древлянъ, важныхъ Какъ для исторіи, такъ и для археологія. Прежде всего скажемъ о древней могил Игоря[10] согласно народному преданію и указанно лѣтописи Нестора. На правой сторонѣ р. Уши въ 6-ти верстахъ отъ Искорости возвышается курганъ, который почитается могилою Игоря, убитаго въ 945 г. Древлянами, и до сихъ поръ называется Игоровкою. Курганъ этотъ имѣлъ нѣкогда въ вышину 5 а въ діаметрѣ при подошвѣ 20 саж.. Теперь же онъ находится какъ бы въ окопахъ, образовавшихся отъ снятія земли съ кургана. Вѣроятно курганъ этотъ былъ насыпанъ въ лѣтнее время , ибо въ землѣ, составлявшей курганъ найдено много высохшихъ листьевъ и цвѣтовъ, весьма хорошо сохранившихся въ теченіи девятисотъ лѣтъ. Курганъ этотъ по распоряженію Кіевской Археологической Коммисш въ 1847 г. былъ разрытъ. Въ центрѣ кургана, составлявшаго самую могилу сначала было найдено нѣсколько костей животныхъ, именно: медвѣдя и сарны, которыя вѣроятно принесены были при погребеніи, по языческому обычаю въ жертву богамъ. Далѣе найдено было нѣсколько стальныхъ и мѣдныхъ разнаго вида и величины стрѣлъ, по порченныхъ уже ржавчиною; болѣе же ничего ннтереснаго не найдено въ этомъ курганѣ, а равно не отысканы и кости Игоря. Изъ этого можно предполагать что Князь Игорь и не былъ здѣсь погребснъ, а курганъ насыпанъ только въ воспоминаніе его смерти, или же можетъ быть въ память другаго какого нибудь событія, незамѣченнаго Исторіею и не сохранившагося въ памяти народной. Впрочемъ какъ бы то ни было, но по свидѣтельству лѣтописца Нестора, могила Князя Игоря должна находиться вблизи Искорости;

и погребенъ быстъ Игорь: есть могила его у Искоростеня града въ деревѣхъ и до сего дне

При разрытіи кургана былъ срубленъ вѣковой дубъ, бывшій какъ бы стражемъ у этого священнаго для насъ Русскихъ памятника. Кто знаетъ, можетъ быть этотъ дубъ, сохраненный временемъ въ теченіи вѣковъ былъ единственнымъ свидѣтелемъ смерти Игоря. Кромѣ этой раскопки курганъ еще нѣсколько разъ былъ разрываемъ кладоискателями, вѣрившими въ существованіе кладовъ , хранившихся будто въ древнихъ могилахъ. Такъ въ 1763 г., какъ говоритъ мѣстное народное преданіе, помѣщица с. Немеровки Дубравская велѣла прорыть въ этомъ курганѣ съ западной стороны яму въ нѣсколько аршипъ глубиною. Въ это время найденъ былъ рыцарскій позолоченный шлемъ и нѣсколько кусковъ заржавленнаго желѣза. При семъ преданіе присовокупляетъ что Дубравская, въ полной увѣренности отыскать въ могилѣ кладъ, приказала работникамъ явиться для дальнѣйшихъ раскопокъ и на другой день; но въ полночь, когда всѣ мысли ея заняты были будущимъ богатствомъ, является къ ней рыцарь въ древнемъ костюмѣ вооруженный съ ногъ до головы но безъ шлема. —

Я Игорь, грозно с казалъ онъ, великій Князь Кіева и всея Русси, — несмѣй болѣе безпокоить прахъ мой. Если же завтра дерзкая рука твоя коснется моей могилы, то послѣ завтра выроютъ и для тебя могилу. Мало того за нарушеніе моего спокойствія и похищеніе шлема ты будешь наказана нищетою и какъ ты теперь ни богата, но настанетъ время, въ старости будешь лишена пріюта и пропитаній

Послѣ этихъ грозныхъ словъ привидѣніе исчезло. Встревоженная страннымъ видѣніемъ и напуганная его словами, Дубравская не искала болѣе воображаемаго клада и, изъ опасенія подвергнуться участи, предсказанной рыцаремъ, запретила даже касаться его могилы и велѣла обнести ее бградой. (Друг, народ. 1678 г. № 29, стр. 296). Въ 1835 г. опять кто-то прорылъ ночью довольно глубокую яму съ сѣверной стороны, но каковъ былъ результатъ этого таннственнаго поиска никто незнаетъ. Кромѣ этого кургана Искорость окружена почти со всѣхъ сторонъ безчисленнымъ множествонъ кургановъ разной величины; въ нѣкоторыхъ мѣстахъ насчитываютъ ихъ по сотнѣ одинъ возлѣ другаго. Что это за курганы,— къ какому времени ихъ нужно отнесть и по какому случаю насыпаны объ этомъ не сохранилося никакихъ ни устныхъ преданій ни письменныхъ памятниковъ. Слѣды ли это, оставшіеся отъ язычества гдѣ приносились жертвы богамъ, или же прахъ тѣлъ умершихъ послѣ сожженія погребался тамъ, слѣды ли это мести Княгини Ольги надъ Древлянами за смерть Игоря, или же наконецъ можетъ быть это слѣды грозныхъ нападеній татаръ. Впрочемъ никто теперь ничего опредѣленнаго и положительнаго не скажетъ объ этихъ нѣмыхъ памятникахъ давно минувшихъ дпей. Пройдутъ сотни и тысячи лѣтъ и только эти курганы будуть возбуждать любопытство археологовъ, которые будутъ строить разный гипотезы, но едвали удовлетворятъ когда нибудь ихъ любознательность.

Ванни на р. Уж, де за легендою Велика Княгиня Ольга хрестила народ

Въ самой Иекорости до сихъ поръ сохранился колодезь, именуемый Древлянскимъ; онъ находится вблизи бывшаго Княжескаго замка. Среди гранитныхъ скалъ, торчащихъ надъ рѣкою Ушью въ саду владѣльца—лежитъ большой камень, въ срединѣ котораго имѣется углубленіе, носящее издревле названіе Ольгиной ванны или купальни. Расказываютъ что Ольга завладѣвъ столицею Древлянъ Коростеномъ, теперешнею Искоростью, купалась на этомъ камнѣ. Купальня эта глубиною въ поясъ человѣческій. Возлѣ нея есть камень возвышающійся въ видѣ пороговъ, съ которыхъ вода спадая въ низъ и обливая сидящаго въ ваннѣ вытекаетъ оттуда вслѣдствіе давленія другой спадающей туда же волны, — что придаетъ купанью особенную пріятность. Не въ дальнемъ разстояніи отъ этой купальни находится другая но гораздо меньше первой; преданіе говоритъ, что она устроена была для дочери Княгини Ольги. Но кажется что обѣ эти купальни есть не что иное какъ игра природы. (Вол. Губ. Вѣд. Л854 г. №5).

У Древлянъ язычниковъ былъ обычай сожигать тѣла умершихъ и прахъ ихъ, особенно людей бѣдпыхъ, собравъ въ горшки зарывать въ землю, нарочно для этого отведенную. Подобную могилу недавно открыли въ Искорости; она находилась въ углубленіи между двумя скалами. На томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ нѣкогда было Древлянское кладбище въ Коростенѣ, бывшій владѣледъ Искорости Любовицкій основалъ для себя домъ, усадьбу и развелъ роскошный садъ. Въ этомъ саду до сихъ поръ можно видѣть два каменные креста, величиною каждый почти въ сажень, сдѣланные изъ красноватаго твердаго песчаника. Но что это за кресты и для какихъ цѣлей они здѣсь поставлены, никто изъ мѣстныхъ старожиловъ не знаетъ, — значитъ не сохранилось въ народѣ никакихъ устныхъ преданій объ этихъ крестахъ. Могильные ли это памятники, такъ какъ было нѣкогда здѣсь кладбище, или можетъ быть на этомъ віѣстѣ была нѣкогда церковь, и послѣ когда она уничтожилась поставили кресты гдѣ нѣкогда былъ престолъ и жертвенникъ[11].

Послѣднее предположеніе оправдывается и преданіемъ которое говоритъ, что тамъ на этомъ місті нѣкогда была церковь, основанная будто Княгинею Ольгою, когда она приняла св. Крещеніе, возвратившись изъ Константинополя, и что церковь эта существовала долгое время пока не была разрушена Литовцами. Преданіе о существованіи христіанской церкви въ Искоростп до времени св. Владиміра подтверждается и свидѣтельствомъ нѣкоторыхъ историковъ, которые говорять, что христіане были и между Древлянами того времени.

Фрагмент плану городища древнего Коростеня і околиць
1823 року

За Искоростью вблизи почтовой дороги возвышаются три огромные кургана; по сохранившемуся въ народѣ преданію, это могильные памятники Древлянамъ, сдѣлавшимся жертвою Ольгиной мести , за смерть Игоря. Съ лѣвой стороны отъ этихъ кургановъ находятся земляные возвышенія въ родѣ окоповъ; они свидѣтельствуютъ, что древній городъ Коростень былъ укрѣплень изъ этой стороны. Значить столица Древлянская была укрѣплена со всѣхъ сторонъ и это было причиною частыхъ бунтовъ Древлянъ противъ Кіевскихъ Князей, такъ какъ они сильно надѣялись на эти твердыни, въ которыхъ думали отстоять свою свободу и независимость.

Изъ всѣхъ этихъ грозныхъ укрѣпленій, защищавшихъ нѣкогда древній Коростень въ теперешней Искорости едва остались ничтожные слѣды, которые скоро со всѣмъ изгладятся—такъ какъ рука времени и людская заботливость сильно кладуть на нихъ свою печать разрушенія и уничтоженія; одни только гранитные скалы вертикально торчащіе надъ Ушью съ одной стороны служили и будуть всегда служить неприступиымъ оплотомъ м. Искорости.

Среди теперешняго кладбища Искорости возвышается нѣсколько древнихъ могилъ или кургановъ, неизвѣстно, что означающихъ, какъ и всѣ могилы окружающіе это мѣстечко; на этихъ кладбищенскихъ могилахъ растутъ огромныхъ размѣровъ вѣковыя дубы, какъ безмолвные свидѣтели минувшей старины. (Star. Роl. Т. II. стр. 543). Если бы они имѣли уста и могли провѣщать и проглаголать къ намъ, много бы открыли такого, что ускользнуло отъ исторіи и забыто въ преданіяхъ народа

И такъ гдѣ нѣкогда была столица Древлянскаго царства, въ которой возвышались замки, красовались княжескіе дворцы и языческіе храмы, если вѣрить нѣкоторымъ историкамъ, теперь среди песковъ, среди вѣковыхъ дубовъ, поросшихъ на гранитныхъ утесахъ, лежить бѣдное незначительное м-ко Искорость, которое слагается изъ нѣсколькихъ неопрятныхъ — полуразвалпвшихся хижинъ, населенное евреями и бѣдными хлѣбопашцами— крестьянами.

Св. А. Сендульскій.


[1] Вол. Губ. Вѣд. 1854 г. Л* 6. Что дѣйствительно два нослѣдніе терема неприступны, доказательствомъ можетъ служить то, что В. Княгиня Ольга цѣлое лѣто стояла у воротъ Коростеня съ многочисленнымъ войскомъ и не могла взять нристуиомъ этихъ двухъ укрѣиленій.
[2] Истор. Карамз. Т. I. стр. 125.
[3] Вблизи теперешняго м-ка Искорости есть деревня Шатрыщи; на этомъ мѣстѣ Олегъ осаждая Коростень, окопавшись долгое время стоялъ обозомъ въ лагеряхъ—ніатрахъ. Star. Роl. ТЛ. стр. 542.
[4] Истор. Карамз. Т. I. стр. 155
[5] Истор. Еарамз. Т. I. стр. 157
[6] У Древлянъ въ то время кромѣ главнаго города Коростеня были еще слѣдующіе города: Обручь впослѣдствіи Вручей, а нынѣ Овручь. Городецъ, нынѣ сѳленіе тогоже имени. Корогода, нынѣ несуществующій. Норинскъ, нынѣ мѣстечко, Олевскъ, Яжбермь и Повчь нынѣ деревни,—послѣдняя теперь называется Повча, и другіе, отъ которыхъ не осталось теперь никакихъ уже слѣдовъ и которыхъ имена даже не сохранились въ памяти народной.
[7] Въ вто же время Ольга разрушила и другіе города и замки бывшіе въ Древлянскомъ княжествѣ, такъ что многіе изъ нихъ никогда уже не возстановлялись а обратились въ ничтожный селенія
[8] Это свѣдѣніе заимствовано изъ лѣтописи помѣщичьяго архива.
[9] Но неужели Искорость была пустая? Это вѣроятно Ходкевичъ мѣщанъ утратившихъ свои привелегіи вслѣдствіѳ не однократныхъ вражескихъ разореній, обратилъ въ крестьянъ т. е. закрѣпостилъ ихъ и заставилъ отбывать барщину.
[10] Вблизи Искорости есть нѣсколько курганов на которыхъ народъ указываетъ какъ на могилы Игоря, но въ которой именно изъ этихъ могилъ почиваютъ кости Игоря трудно опредлить. Но мнѣ кажется что ни въ одной нѣтъ костей Игоря. Ибо быть не можетъ чтобы Княгиня Ольга оставила тѣло своего мужа среди непрѣязненнаго ей народа, хотя исторія и говоритъ что она насыпала высокую могилу надъ прахомъ Игоря, но это вѣроятно она только этою могилою хотѣла увѣковѣчить мѣсто, гдѣ погибъ Игорь. Достовѣрнѣе и справедливѣе должно признать, что она тѣло Игоря перенесла вь Кіевъ и тамъ его погребла.
[11] Обычаи ставить кресты на мѣстѣ уничтоженныхъ церквей и именно тамъ, гдѣ находился престолъ есть обычаи здѣсь на Волыни повсемѣстный и самый древнѣйшій. Во многихъ мѣстахъ можно видѣть каменные и даже деревянные кресты; эти послѣдніе часто подновляются: на вопросъ старожиловъ, что это за кресты,—они прямо указываютъ на сохраняющееся преданіе, что тамъ нѣкогда существовали церкви, а когда они были или перенесены на другое мѣсто или же просто уничтожились отъ разныхъ причины, то дабы сохранить въ народѣ память о бывшей тамъ церкви и оградить святыню, гдѣ былъ престолъ отъ оскверненія и поруганія ставали кресты и обносили ихъ оградою