Освященіе овручскаго Спасо-Преображенскаго собора

Замітка невідомого овруцького городянина, яка була надрукована в газеті “Кіевлянинъ” N°128, та передрукована у N°22 “ВОЛЫНСКІЯ ЕПАРХІАЛЬНЫЯ ВЪДОМОСТИ” за 1877 рік.

В статті збережено орфографію оригінального тексту, та доповнена ілюстраціями із архіву ОВРУЧ.ІНФО.


 

Въ г. Овручѣ совершено, 1-го октября, викаріемъ волынской епархіи, епископомъ острожскимъ Іустиномъ, освященіе вновь перестроеннаго православнаго собора и часовни, построенной при развалинахъ храма св. Василія, въ память существованія его съ первыхъ временъ водворенія въ здѣшнемъ краѣ христіанства.

Обрядъ этотъ состоялся въ присутствіи мѣстныхъ властей, при громадномъ стеченіи народа, и завершился поздравительною рѣчью преосвященнаго, сказанною имъ послѣ литургіи, а за тѣмъ скромнымъ обѣдомъ у исправляющаго должность овручскаго предвовнтеля дворянства А. А. Полонскаго, какъ бывшаго предсѣдателя строительнаго комитета.

Креслення Преображенського собору в існуючому вигляді в міс. Овручі
Креслення Преображенського собору в існуючому вигляді в м. Овруч, деталь

Проэктъ перестройки собора Высочайше утвержденъ въ 1868 году, но преблагополучно дремалъ подъ спудомъ до пріѣзда въ г. Житомиръ П. А. Грессера. Съ пріѣздомъ новаго губернатора, поднятъ былъ и проэктъ по переустройству собора, и, съ 1873 года, неуклонно, безъ перерыва приводился въ исполненіе А. А. Полонскимъ. Если овручскіе жители имѣютъ нынѣ прекрасный, вмѣстительный православный храмъ, то обязаны исключительно этимъ двумъ лицамъ. Участь нынѣшняго собора измѣнялась сообразно мѣстнымъ историческимъ событіямъ: онъ былъ построенъ іезуитами въ 1678 году; затѣмъ перешелъ въ вѣдѣніе базиліаискихъ монаховъ, которые н перестроили его въ 1783 году, и наконецъ, за участіе послѣднихъ въ польскомъ мятежѣ, былъ переданъ въ 1831 году казнѣ. Съ этого собственно времени и начинается превращеніе его въ православную СпасоПреображенскую церковь, окончившееся съ полнымъ успѣхомъ лишь въ настоящемъ году. Что же касается до развалинъ храма св. Василія, въ честь котораго построена часовня, то онѣ замѣчательны не по одной лишь глубокой старинѣ, но имѣютъ значеніе въ смыслѣ водворенія въ здѣшнемъ краѣ православія Храмъ этотъ основанъ былъ при равноапостольномъ Князѣ Владимірѣ въ 998 году и крѣпко держался до нашествія монголовъ (въ 1240 году);

Проект кам’яної каплиці в м. Овруч

въ это время церковь св. Василія была разграблена и сожжена, но вскорѣ въ каменныхъ развалинахъ ея были построены разновременно двѣ малыя деревянныя церкви, которые, въ свою очередь, подверглись той же участи отъ набѣговъ татаръ и казаковъ (1578 — 1649 г.). Наконецъ построенная въ развалинахъ третья деревянная церковь по ветхости, запечатана въ 1784 году, а вся утварь и двѣ древнія иконы: Божіей Матери и св. Николая, украшавшія еще первый православный храмъ, перенесены въ нагорную церковь Одна изъ этихъ иконъ, именно Божіей Матери, доставленная, какъ преданіе гласитъ, изъ Константинополя во времена св. Владиміра, вставлена въ кіотъ часовни съ слѣдующею надписью: «Икона сія сохранилась послѣ раззоренія татарами въ г. Овручѣ храма св. Василія, построеннаго при равноапостольномъ Князѣ Владимірѣ 988 — 1015 г.».

Изъ числа разныхъ древнихъ записей, пріобрѣтенныхъ Васильевскою церковью, замѣчательна одна по оригинальности своей: это запись о платежѣ дани медомъ и воскомъ подъ названіемъ «гуковщизны» и «свистовщнзны». Произошла она по преданію такъ: нѣкоторые изъ бояръ, осматривая церковь, замѣтили глиняные горшки, вставленные въ стѣны, и изъ любопытства спросили священника о назначеніи ихъ. Когда же послѣдній объяснилъ имъ, что съ помощью горшковъ, пѣніе священнодѣйствующихъ лицъ дѣлается звучнѣе и пріятнѣе, то бояре, для провѣрки, тутъ же въ церкви гукнули и свиснули. Поступокъ этотъ признанъ былъ священникомъ за оскорбленіе, и онъ пригрозилъ боярамъ обжалованіемъ; тѣ струсили, принесли покаяніе и, въ знакъ примиренія, обязались уплачивать ежегодно дань церкви медомъ и воскомъ, которую и укрѣпили документально, вписавъ въ евангеліе подъ наименованіемъ «гуковщизны» и «свистовщизны». Впослѣдствіи дань эта сдѣлалась обязательною для прочихъ овручскихъ жителей и продолжалась съ 1607 по 1735 годъ, то есть до времени уничтоженія ея конституціею.

Горожанинъ.
(Кіевлянинъ N° 128)