Овруч, стан історичних пам’яток у 1876 році.

Замітка вийшла в історичному ілюстрованному щомісячному журналі «Давня і Нова Росія» (Древняя и Новая Россія)  в № 12 за 1876 рік. Матеріал цікавий не так описом стану руїн Василівської церкви, як віруваннями та традиціями овручан стосовно ціеї пам’ятки.


 

Овручъ, городъ Волынской губерніи, пролущенъ въ «Опытѣ объясненія названій» г. Сергѣева (см. «Древн. и Нов. Рос, августъ). Теперь является возможность пополнить этотъ пробѣлъ, благодаря статьѣ А. Сендульскаго («Волын. Еп. Вѣд.» 1876, № 1).

Первоначально Овручъ назывался Обручъ потому, какъ говорить мѣстное народное преданіе, что на верху земляныхъ укрѣпленій, окружавшихъ весь городъ, поставлены были, вмѣсто палисада, деревянные брусья, имѣвшіе видъ обручей. Въ просторѣчіи Овручъ долго звался Вручай, вѣроятно, отъ небольшой рѣчки, которая протекала съ западной стороны города и называлась Ручай, а теперь — Ручъ.

Изъ остатковъ дѣйствительно-сѣдой старины въ Овручѣ замѣчательны два памятника: курганъ, извѣстный подъ именемъ Олеговой Могилы, и развалины Василіевской златоверхой церкви, построенной Владиміромъ въ 997 году. Исторія происхожденія перваго памятника такова: Древлянскій князь Олегъ, побѣжденный у самыхъ воротъ Овруча своимъ братомъ Ярополкомъ, упалъ съ моста во время отступленія и былъ задавленъ. Ярополкъ насыпалъ курганъ надъ могилою брата, теперь едва замѣтный, благодаря многократнымъ разрываніямъ; въ послѣдній разъ рыли его въ 1845 году, по распоряженію кіевской археографической коммиссіи. Неподалеку отъ него находятся три кургана, величины гораздо большей. Но это, конечно, ничто, въ сравненіи съ древними могилами и курганами, которыхъ по одному только овруческому уѣзду насчитывается болѣе десяти тысячъ! Хотя изслѣдователи и раздѣляютъ ихъ на пять сортовъ: сторожевые, оборонительные, могильные, въ память событій, въ честь боговъ, — не дѣленіе это основано на одномъ только предположеніи, догадкѣ; очевидно — требуется подтвержденіе: поиски и раскопки, тщательное собираніе преданій, провѣрка ихъ; между тѣмъ доселѣ мы имѣемъ только два преданія: одно — объ Олеговой могилѣ, другое — объ Игоревой близъ Искорести.

Что касается Василіевской церкви, она, послѣ разорения татарами въ 1240 году, заросла лѣсомъ, стѣны ея обрушились, а матеріалъ стали потаскивать, особенно жидки, на разную потребу, даже на мощеніе городскихъ улицъ. Конечно, отношеніе мѣстнаго православнаго люда къ этимъ священнымъ, вѣковымъ развалинамъ совершенно иное : хотя и они берутъ церковный кирпичъ, но для того, чтобы положить его на родную могилу, чтобы заключеннымъ въ ней останкамъ было легче, чтобы ничто не нарушало ихъ покоя. Это вѣрованіе возникло изъ народнаго преданія, что Василіевскую церковь строили святые, и что камни въ ихъ рукахъ были мягкіе, какъ воскъ. Когда церковь подходила къ концу, прибыло изъ Кіева еще двѣнадцать святыхъ (братьевъ) строителей, принесшихъ съ собою красный камень. Увидѣвъ, что церковь уже готова, они оставили камень возлѣ Овруча, чѣмъ и объясняется доселѣшнее изобидіе его. Отъ всей церкви теперь уцѣлѣла только часть сѣверной стѣны съ дверью и почти вся восточная часть, расположенная въ видѣ трехъ полукружій, изъ которыхъ среднее (большее) было занимаемо алтаремъ, а боковыя (меныпія) служили для жертвенника и ризницы. Около окошекъ до сихъ поръ можно видѣть краснаго цвѣта арабески, довольно хорошо сохранившіяся, а на аркадахъ уцѣлѣло нѣсколько изображеній alfresco, напримѣръ, лики Богоматери и Николая Чудотворца. Въ составь кирпича вошли камень, стекло и глина; цементъ между кирпичами такъ крѣпко слился съ ними, что составляетъ какъ бы одну массу. Итакъ: ни время, ни стихіи, ни расхищеніе не могутъ втеченіе десяти вѣковъ разрушить памятника временъ Владиміровыхъ. Если востановленіе его немыслимо, то хоть бы поставили предохранительный навѣсъ, въ родѣ того, подъ которымъ стоить домикъ Петра Великаго. Хлопотать объ этомъ, добиться этого —прямое дѣло нашихъ археологовъ, ихъ съѣздовъ. И мы желали бы, чтобы предстоящей Казанскій съѣздъ обратилъ вниманіе на это, да уже кстати и на Новогрудокъ съ памятниками временъ едва ли не Изяславовыхъ, облѣпленныхъ, какъ это мы лично видѣли, грязными и вонючими еврейскими пристройками. Нѣкоторый матеріалъ для этого можно найти въ приложеніяхъ къ ѴІ-му выпуску «Памятниковъ Русской Старины», изданныхъ П. Н. Батюшковымъ.