г. Овручъ подъ литовско-польскимъ владычествомъ. Судьба православныхъ его жителей и Васильевскаго храма | В. Поярковъ.

В статті священника В. Пояркова описано важливі моменти православ’я на Овруччині, в період Литовсько-Польского царства, та історію руйнації, занепаду та відновлення Василівського храму.

Публікація вийшла в щотижневому журналі “ВОЛЫНСКІЯ ЕПАРХІАЛЬНЫЯ ВЪДОМОСТИ” у 6 та 7 номерах за 1912 рік


 

Въ 1362 г. сынъ Гедимина Ольгердъ, князь литовскій, овладѣлъ кіевскимъ княжествомъ, смѣстилъ посаженнаго татарами на кіевскій престолъ князя Ѳеодора, вмѣсто него управителемъ Кіевскаго удѣла сдѣлалъ сына своего Владиміра. Такимъ образомъ, Овручъ, входившій въ составъ Кіевскаго удѣла, оказался во власти Литвы. Вмѣстѣ съ прочими городами Литовскаго княжества, обезсиленными и раззоренными княжескими междоусобіями, онъ подвергался неоднократно набѣгамъ татаръ. Въ 1399 голу онъ былъ опустошенъ Эдигеемъ, полководцемъ Тамерлана. Татары свирѣпствовали не въ дальнемъ разстояніи отъ Овруча, а можетъ быть и въ немъ, въ 1482 г.[i]), въ 1484, 1489 и 1491 г.г. Съ конца XV столѣтія начинаются постоянные набѣги татаръ на Волынь. Овручане жили въ постоянномъ страхѣ отъ нихъ за свою жизнь и имущество.

Къ этому прибавилась еще новая бѣда. Съ тѣхъ поръ, какъ Ягайло, князь Литовскій, сталъ королемъ Польши и католикомъ (1386 г.), православныхъ въ Литвѣ стали притѣснять за вѣру, лишать разныхъ правъ, даже принужденіемъ обращать въ католичество.

При Сигизмундѣ II Августѣ Литва потеряла свою государственную самостоятельность и стала частью католической Польши, а Овручъ польскимъ повѣтовымъ городомъ (1569 г). Православіе было объявлено вѣрою хлоповъ, рабовъ; католичество —вѣрою панскою; права православныхъ еще болѣе ограничены. Въ 1566 году въ Польшу допущены неутомимые и неразборчивые на средства миссіонеры латинства—іезуиты.

При Сигизмундѣ III (1596 г.) на соборѣ въ Брестѣ нѣкоторые изъ западно-русскихъ епископовъ измѣнили православію, вступили въ единеніе по вѣрѣ (унію) съ католиками. Множество простыхъ сердцемъ и некрѣпкихъ въ вѣрѣ соврати лись вмѣстѣ съ ними, соблазнившись выгодами предоставляемыми новою вѣрою. Православіе стало подвергаться со стороны и католиковъ и уніатовъ порицанію и гоненію, гдѣ только было можно. Овручъ не избѣжалъ общей участи. Но овручане довольно долго крѣпились на стражѣ своего право славія. Въ 1620-хъ годахъ въ Овручѣ было еще много православныхъ; два православныхъ монастыря обслуживали ихъ духовныя нужды. Одинъ изъ нихъ назывался Успенскій Заручаевскій, дру гой Спасскій, къ которому была приписана и Васильевская церковь. Оба монастыря были мужскіе; управлялъ ими съ 1617 года архимандритъ почаевскій Петроній (Гулевичъ-Воютинскій, ученикъ Іова Угорницкаго княгининскаго 1621 г.). Въ виду опасности православные бодрствовали. Но не дремали и враги. Противъ оплотовъ православія были ими воздвигнуты оплоты католичества. Латинская миссія начала и здѣсь дѣйство вать, и дѣятельность ея не была безуспѣшна.

Въ 1628 г. нашлись средства построить доминиканскій костелъ, вскорѣ образовался и католическій приходъ.

Во второй половинѣ XVII столѣтія гоненія на православіе еще болѣе усилились. Католическое духовенство и своевольное польское дворянство, частію по ревности къ католичеству и уніи, частію по корыстолюбію, преслѣдовали православныхъ, принуждали ихъ къ уніи всѣми мѣрами, даже хитростію, обманомъ и насиліемъ; въ случаѣ упорства наказывали отобраніемъ имущества, лишеніемъ правъ. Овручскіе доминиканскіе монахи не только присвоили себѣ пахотныя земли, принадлежавшія православному монастырю, но и захватили мѣста, принадлежавшія монастырю въ самомъ городѣ съ православною церковію.

Въ 1671 г. настоятель Овручскаго монастыря архимандритъ Макарій принужденъ былъ іезуитами удалиться изъ монастыря и отпустить братію. Монастырь перешелъ въ руки католиковъ.

Въ 1678 г. изъ деревни Ксаверова заѣхалъ въ Овручъ цѣлый монастырь іезуитовъ, основалъ здѣсь костелъ и школы. Число латинянъ возрастало.

Но жители окрестныхъ около Овруча селеній не были склонны ни къ латинству, ни къ уніи. Овручская шляхта, проживавшая въ близкихъ къ Овручу лѣсахъ, зорко слѣдила за поведеніемъ духовенства и при малѣйшей наклонности къ уніи старалась выжить сомнительное лицо и замѣнить его болѣе благонадежнымъ. Она осталась православною до второй половины ХVIII столѣтія. („Волынь” Батюшкова ст. 19 ‘, 202).

Васильевская церковь какимъ-то чудомъ сохранила свое православіе до 1762 года, въ которомъ былъ для нея освященъ антиминсъ преосвященнымъ Гервасіемъ (Линцевскимъ), православнымъ епископомъ переяславскимъ. (Описаніе Овруч. церкви св. Василія 1806 г.).

Но въ 1768 году, когда Волынь охватило гайдамацкое возстаніе, казаки нашли Васильевскую церковь уже во власти уніатовъ. Охваченные религіозною ревностію, они разрушили деревянную церковку, находившуюся между каменныхъ стѣнъ, чтобы латинское богослуженіе не происходило среди древней святыни („Волынь” Батюшкова добавл. ст. 80).

Церковь была возобновлена и осталась уніатскою. Въ ней сохранялись: помянутый антиминсъ 1762 г. и Евангеліе 1757[ii]). Казаки не тронули св. иконъ, бывшихъ въ Васильевской церкви; изъ нихъ уцѣлѣли до нашего времени три; Богомате ри на полотнѣ живописной работы, св. Николая на доскѣ и храмовая св. Василія на доскѣ-же. Первыя двѣ хранятся въ Николаевской церкви г. Овруча, а послѣдняя на своемъ мѣстѣ въ Васильевскомъ храмѣ.

Хотя прихожане Васильевскіе и приняли унію, но приняли ее не по убѣжденію, а были завлечены хитростію и обманомъ. „Не все ли равно, уговаривали ихъ хитрые католики, въ какой церкви и съ какимъ священникомъ молиться, съ тѣмъ ли, который поминаетъ вселенскаго архіерея— папу, или съ тѣмъ, который его не поминаетъ? Лучше молиться за папу и жить въ милости у короля и пановъ, нежели упрямствовать изъза двухъ словъ и подвергать себя всякимъ непріятностямъ”.

Завѣты св. Макарія, борца противъ латинства, по давности времени (90 лѣтъ) стали забываться; по простотѣ своей нѣкоторые вѣрили тому, что унія и православіе одна вѣра, и считая себя тѣми же православными, что и прежде, ходили причащаться въ уніатскую церковь Приписанные къ уніи, они не любили въ ней ничего католическаго, а держались ея только потому, что по внѣшности своего богослуженія она мало чѣмъ разнилась отъ православія. Все православно-русское было для нихъ дорого.

Присоединеніе Васильевскаго прихода и храма къ православію. Печальная судьба деревяннаго храма и закрытіе прихода.

Въ 1793 г. Овручъ присоединенъ былъ по раздѣлѣ Польши къ Россійской имперіи. А въ 1795 г. августа 29 го дня прихожане Васильевской церкви были присоединены къ православію Ржищевскаго Преображенскаго монастыря игуменомъ Гервасіемъ[iii]). Тихая благодатная радость слетѣла на души ихъ, когда они почувствовали себя подъ кровомъ родной матери, православной церкви, подъ защитою могущественной православ ной русской Царицы.

Три года совершалось регулярно богослуженіе въ Васильевской церкви. Непокрытые своды стараго каменнаго храма подъ дѣйствіемъ дождевой воды и вѣтра стали приходить въ крайнюю ветхость. То въ одномъ мѣстѣ, то въ другомъ появлялись новыя трещины; стали обваливаться кирпичи и цѣлые своды. Стали бояться, какъ бы храмъ весь не развалился и не раздавилъ деревянную церковку вмѣстѣ съ молящимися. Въ 1798 г. запрещено было совершать въ ней богослуженіе. Въ 1801 г. вся утварь была перенесена изъ нея въ соборную Николаевскую церковь г). Прихожане, изъ коихъ хозяевъ было всего человѣкъ 50, преимущественно небогатыхъ крестьянъ, собрались съ силами, пріобрѣли матеріалъ для постройки новой деревянной церкви, но не получили на по стройку разрѣшенія, ибо тогда строить такія церкви было запрещено. Каменную церковь привести въ годный для богослуженія видъ они не имѣли средствъ. Матеріалъ, приготовленный для постройки. нѣсколько лѣтъ лежалъ безъ употребленія, наконецъ былъ отданъ въ -долгъ еврею. Деньги, собранныя на церковь пораздавали въ долгъ разнымъ лицамъ; церковь лишилась буквально всякаго дохода и стала угрожать паденіемъ. Они по разрѣшенію губернатора и архіерея были разобраны, а матеріалъ употребленъ на соборную Овручскую церковь. Земли Васильевскаго храма 2) перешли также къ собору. Преосвященнымъ Амвросіемъ еп Волынскимъ предписано было оставшіяся въ цѣлости стѣны каменнаго храма сохранять въ настоящемъ ихъ положеніи

Овручскій Васильевскій храмъ въ развалинахъ.
Попытки къ его возстановленію.

Въ 1842 г. производились около стѣнъ Васильевскаго храма раскопки для изслѣдованія фун – дамента этого рѣдкаго памятника старины. При раскопкахъ обрушилась южная стѣна церкви. Башни и южная стѣна были разрушены еще ранѣе. Мѣсто около храма и среди стѣнъ его все было засыпано строительнымъ мусоромъ. Каковы результаты этого изслѣдованія, неизвѣстно, равнымъ образомъ, какъ и то, кѣмъ оно производилось, съ чьего разрѣшенія и гдѣ хранятся матеріалы, добытые при раскопкахъ.

Развалины храма и послѣ столь неудачнаго изслѣдованія остались неогорожены. Кирпичъ расхищался Надъ алтарной стѣною свилъ себѣ гнѣздо аистъ, внизу межъ развалинами бродили куры, свиньи, собаки… Изрѣдка отъ скуки попадалъ сюда проѣзжій, въ ожиданіи лошадей не нашедшій себѣ болѣе интереснаго занятія, кромѣ того, чтобы выцарапать свое имя на вѣковыхъ стѣнахъ древней святыни. Нѣкоторые любители старины являлись сюда затѣмъ, чтобы взять себѣ что-либо на память и разбирали безъ жалости кувшины-голосники, бывшіе нѣкогда въ стѣнахъ храма. Можно было ожидать, что лѣтъ черезъ пятьдесятъ не останется здѣсь камня на камнѣ, какъ не осталось отъ семи церквей, когда то бывшихъ въ Овручѣ. Но, благодареніе Богу: 23 іюля 1860 года по ходатайству Кіевскаго, Волынскаго и Подольскаго генералъ-губернатора послѣдовало Высочайшее повелѣніе на сборъ пожертвованій по всей Россіи на возобновленіе Васильевскаго храма. Сборъ далъ около 13 тысячъ. Возстановить храмъ въ прежнемъ его видѣ всетаки оказалось невозможно: расходы предвидѣлись гораздо большіе, чѣмъ собранная сумма Однако важныя мѣры къ сохраненію остатковъ древней церкви были при няты. Въ 1876 г. мѣсто вокругъ бывшаго храма очистили отъ мусора и заровняли; самыя развалины были укрѣплены желѣзными связями; стѣны покрыли жестяными отливами для защиты отъ вліянія непогоды. Все мѣсто храма было обнесено деревянною изгородью. Руководилъ ходомъ дѣлъ и наблюдалъ за работами овручскій предводитель дворянства Полонскій. Спустя нѣсколько лѣтъ деревянную изгородь замѣнили чугунною рѣшеткою и около этой ограды поставили каменную часовню, въ которую были собраны и перенесены иконы и вещи, по преданію сохранившіяся отъ древняго Васильевскаго храма. Вмѣстѣ съ этими работами предводителемъ дворянства г. Бехъ былъ произведенъ ремонтъ кровли и связей, предохранявшихъ храмъ отъ дальнѣйшаго разрушенія.

Архипастыри волынскіе съ своей стороны прилагали заботы о возстановленіи древней Волынской святыни. Какъ-бы въ напоминаніе о томъ, что храмъ Васильевскій уже давно ждетъ своего возстановленія, изъ Овруча въ Каѳедральный соборъ Житомірскій перенесена была древняя икона св. Василія, бывшая нѣкогда храмовою въ Васильевской церкви. Въ икону была вправлена частица мошей св. Василія,

Въ 1887 г. возникаетъ Волынское епархіальное Владиміро Васильевское братство, въ задачи котораго входили заботы о томъ, чтобы поддерживать на Волыни и возстановлять памятники старины, имѣющіе отношеніе къ равноапостольному князю Владиміру. Дѣятельность братства проявилась прежде всего въ г. Владимірѣ-Волынскомъ при возстановленіи Успенскаго (Мстиславова) храма, построеннаго взамѣнъ того, который былъ сооруженъ св. Владиміромъ. На Овручскую древнюю святыню серьезное вниманіе братствомъ было обращено нѣсколько позже: при покойномъ высокопреосв. архіепископѣ Модестѣ. Этотъ архипастырь поручилъ археологу Афанасьеву произвести раскопки около Васильевскаго храма съ цѣлью выяснить, какой формы былъ храмъ до его разрушенія. Г. Аѳанасьевъ при раскопкахъ нашелъ сохранившимися четыре основанія пилоновъ многогранной формы. Судя по сохранившимся очертаніямъ развалинъ и фундамента бывшаго храма, Аѳанасьевъ опредѣлилъ, что храмъ былъ замѣчательно красивой архитектуры, но небольшой. Архіепископъ Модестъ намѣревался отстроить этотъ храмъ въ размѣрѣ большемъ прежняго, но не успѣлъ осуществить своего намѣренія. Его преемникъ по каѳедрѣ, высокопреосв. Антоній, вскорѣ по прибытіи своемъ на Волынь, посѣтилъ Овручъ, осмотрѣлъ самыя развалины храма и рѣшилъ приложить все стараніе, чтобы храмъ этотъ былъ возстановленъ.

Возстановленіе Васильевскаго храма.

Вопросъ о возстановленіи Васильевскаго храма въ Овручѣ былъ Владыкою Антоніемъ предложенъ на обсужденіе Владиміро-Васильевскому епархіальному братству. Братство съ сердечной радостію выразило готовность оказать свою помощь въ этомъ святомъ и великомъ дѣлѣ Въ годичномъ собраніи своемъ 2 февраля 1904 года оно постановило принять на себя заботы по возстановленію древняго Овручскаго храма. Въ Овручъ командированъ былъ архитекторъ археологъ А. В. Щусевъ для изслѣдованія развалинъ, выработки плана и другихъ необходимыхъ работъ. Въ 1905 г. открыто было въ Овручѣ отдѣленіе Владиміро-Васильевскаго братства, цѣльюУотораго было поставлено способствовать на мѣстѣ дѣлу возстановленія. Обращена была просьба къ добрымъ людямъ за пожертвованіями.

Храмъ рѣшено было возстановить въ томъ видѣ, какой онъ имѣлъ при Рюрикѣ.

Около развалинъ по благословенію Владыки Антонія поселились монахини, основана была женская община. Монахини своими руками трудились надъ обработкой кирпича на выстроенномъ ими кирпичномъ заводѣ. Кирпичъ предназначенъ былъ къ постройкѣ храма и обители около него. Не мало скорбей и лишеній выпало на долю монахинь, позабывшихъ о себѣ ради святого дѣла, немалую и услугу оказали онѣ этому дѣлу, безвозмездно жертвуя будущему храму труды свои и здоровье.

Въ 1907 г. 20 мая архіепископъ Антоній торжественно совершилъ чинъ основанія храма. Среди развалйнъ, подъ мѣстомъ будущаго престола рукою архіерея былъ заложенъ и укрѣпленъ съ приличными молитвословіями первый камень обнов ляемаго зданія, дома молитвы.

Дѣло возстановленія Васильевскаго храма было принято подъ Высочайшее Его Величества покровительство.

Работы производились подъ руководствомъ архитектора Щусева. Рѣшено было все сохранив шееся въ цѣлости отъ старины оставить непри косновеннымъ, за исключеніемъ фундамента. Съ большими трудностями, кирпичъ за кирпичемъ, разбирался старый фундаментъ подъ висящею стѣною и тотчасъ-же вмѣсто старыхъ и обветшалыхъ подкладывались новые прочные камни, скрѣпляемые цементомъ. Цѣлыя стѣны и висящіе надъ ними полуразрушенные своды остались неповрежденными на своемъ мѣстѣ и на новомъ прочномъ основаніи. Затѣмъ къ старымъ стѣнамъ взамѣнъ разрушенныхъ въ древности были пристроены новыя. Не только стѣны, но и штукатурка старинная оберегались отъ какихъ-либо поврежденій. Южная стѣна, которая лежала на землѣ, не была поднята въ виду крайняго ея поврежденія, но была замѣнена новою. Въ 1909 году храмъ былъ вчернѣ законченъ, около него выросъ чистенькій бѣлый монастырскій корпусъ съ низенькою колокольнею, похожій на старинные московскіе терема.

Въ 1910 году храмъ былъ росписанъ по стѣнамъ изображеніями, исполненными въ точности по образцамъ, сохранившимся отъ XII вѣка.

Въ 1911 году храмъ былъ снабженъ колоколами, окончательно отдѣланъ внутри, украшенъ иконостасомъ, устроеннымъ на пожертвованныя Его Величествомъ средства.

24 іюля сего года въ первый разъ загудѣли послѣ столѣтняго молчанія колокола на Васильевской звонницѣ, а 7-го августа ярко заблисталъ золоченный верхъ храма св. Василія, какъ блисталъ 690 лѣтъ тому назадъ еще при державѣ благовѣрныхъ князей кіевскихъ. Храмъ былъ совершенно законченъ отдѣлкою внутри и снаружи 1 сентября и 3 сентября освященъ.

Священникъ В. Поярковъ.


[i]Набѣгъ Менгли Гирея.
[ii]На Евангеліи есть надпись: „Сия книга глаголемая Евангеліе даровалъ рабъ Божій Стефанъ Боревникъ Збарановъ зъ женою своею Акилиною за отпущеніе грихо.въ своихъ даровалъ отцу Никифору Комаревичу презвитеру Васильевскому Овручскому церкви мурованой року 1759, мѣсяца октоврія дня 9, (т. Збарановъ) а Никифоръ Комаръ отдалъ и записую На церковь св. Василія церкви мурованой Овруцкой на потомние вѣки виковъ зъ женою своею Ксеніею зъ Мочулскихъ Аминь”.
[iii]Историч. обстоят. описаніе Овручской; церкви св. Василія 1806 г. (Библіот Овр. Преобр. собора № 12).