Описание приезда и пребывания Императора Николая II на освящение Овручского храма во имя святителя Василия Великого

Овручский храм во имя святителя Василия Великого первоначально был заложен и построен равноапостольным князем Владимиром в честь святого, имя которого князь Владимир принял при крещении. Этот храм перестроил другой князь Василий, по народному именованию Рюрик Ростиславович. Он сложил Овручский Васильевский храм из камней и покрыл золочёной крышей и золотыми главами. С того времени храм стали называть златоверхим собором. При нападении в 1240 году на Русь татар, они овладели г. Овручем и разрушили Васильевский златоверхий собор. Однако русские князья опять восстановили Овручский храм, но литовский князь Гедимин во время похода на Русь снова подвёрг храм разрушению. Гедимин опрокинул всю южную сторону храма и совершенно разрушил западную, так что остались только восточная и северная стены собора. Шестьсот лет оставался храм в развалинах.

По предложению Архиепископа Волынского и Житомирского Антония (Храповицкого), Житомирское Владимиро-Васильевское братство обратилось в 1904 году в Святейший Синод с просьбой разрешить всероссийский сбор для восстановления этой древней святыни. Св. Синодом это ходатайство было удовлетворено. На возобновление храма поступило 105000 рублей.

Постройка храма была поручена академику архитектуры Алексею Викторовичу Щусеву, план его одобрила Императорская археологическая комиссия (воспроизведение постройки древнего собора). Живописцем Александром Петровичем Блазновым была выполнена фресковая роспись стен и потолков храма по образцу знаменитых фресок XII века в новгородской церкви Спас-Нередицы. Из этой же церкви, с разрешения Святейшего Синода, были приобретены старинные иконы XVI века, которые были употреблены для иконостаса Васильевского собора. Рядом с храмом построили небольшую женскую обитель. Среди храмовых святынь: древняя храмовая икона свт. Василия Великого и гробница от мощей прмч. Макария Овручского (К предстоящему торжеству освящения Св.-Васильевского храма в г. Овруче // Почаевский листок, 1911, 27 августа, № 31-32, стр. 17-18). Высочайший визит “Волынские епархиальные ведомости” описывали следующим образом:

«Ещё пред Пасхой на Волыни стало известно, что Государь Император изъявил милостивое согласие посетить Волынь, чтобы присутствовать на освящении восстановленного храма св. Василия в Овруче. Известие это наполнило сердца волынян необычайной радостью, гражданское и духовное начальство начало готовиться к достойной встрече Державного Гостя.

Предстоящему торжеству решено было придать церковно-народный характер.21 июня в городе Овруче под председательством о. архимандрита Митрофана и при участии духовных и светских лиц состоялось совещание, на котором было постановлено: для встречи Его Императорского Величества пригласить все приходы, отстоящие от Овруча в расстоянии до 40 вёрст.

Всё время до 3 сентября прошло в неустанных заботах: все старались один перед другим, чтобы достойно встретить Своего Венценосного Монарха. Наконец, наступил с нетерпением всеми ожидаемый день 3 сентября.

В 8 ч. 15 м. утра Его Императорское Величество Государь Император в сопровождении лиц свиты отбыли на автомобилях со ст. Коростень по направлению к Овручу. Вблизи Искорости Высочайший поезд остановился у красиво-устроенной арки. Здесь встретило Государя духовенство во главе с благочинным, о. Николаем Захарьевичем, депутации от крестьянских обществ, учащиеся церковных и министерских школ и потешные. Позади арки по направлению к Овручу стояли по обеим сторонам тракта крестные ходы первой части приходов 2-го благочиннического округа Овручского уезда и некоторых приходов Житомирского уезда. Приложившись к св. Кресту и выслушав краткое приветствие, произнесённое о. Н. Захарьевичем, Его Императорское Величество обошёл депутации и ряды учащихся, удостоив их милостивой беседы.

[singlepic id=173 w=320 h=240 float=left]

Следующие сёла, чрез которые пролегал Царский путь, были Пашины и Бехи. Оба селения были красиво украшены флагами, у храмов были устроены арки из зелени. Народ был собран у храмов вблизи дороги и с воодушевлением встретил проезд Венценосного Монарха. В с. Васьковичах состоялась вторая остановка. Здесь у арки собралось духовенство второй части 2-го благочиннического округа Овручского уезда во главе с протоиереем о. П. Загоровским, депутации от крестьянских обществ и учащиеся церковных школ с потешными Васьковичской церковной школы. Позади арки стояли крестные ходы второй части приходов 2-го благоч[иннического] округа. Выслушав краткое приветствие, произнесённое о. П. Загоровским, и приложившись к св. Кресту, Государь Император принял икону св. Николая, поднесённую от прихожан с. Васьковичей священником о. Владимиром Юхновским, и обошёл представлявшихся, удостоив их милостивой беседы.

Проследовав далее чрез сёла Игнатполь и Потаповичи и восторженно встреченный населением, Царский поезд приблизился к главному пункту народной встречи, к 4-й версте не доезжая Овруча [39-я верста следования]. Здесь была устроена красивая и оригинальная арка. Последняя представляла из себя два гигантских улья, обитых коврами местной работы и крытых соломой. Ульи соединены были соломенной крышей в малороссийском стиле и украшены цветами, малороссийскими рушниками, косами, граблями и серпами. Вверху под крышей из красивых букв было составлено волынское местное приветствие “Слава Богу”. Впереди и позади арки была устроена аллея из флагов, обставленных внизу снопами хлеба. Над устройством арки трудились крестьяне 2-го участка Овручского у. во главе с мировым посредником С. Н. Пигаревым.

[singlepic id=174 w=320 h=240 float=right]

Для встречи Его Императорского Величества пред аркой собрались: духовенство во главе с епархиальным миссионером архимандритом Митрофаном, представители от крестьян богомольцев, волостные писаря и старшины 2-го участка с мировым посредником С. Н. Пигаревым. Позади арки стояли крестные ходы 36-ти приходов со своими настоятелями и народными охранниками, занявшие обе стороны тракта на протяжении почти двух вёрст. Когда Царский поезд остановился и Государь Император изволил подойти к представлявшимся, архимандрит Митрофан приветствовал Его Императорское Величество следующими словами: “Великий Царь наш, Батюшка! Люди эти собрались сюда из разных сторон Полесского края навстречу тебе, своему Батюшке. Пришли мы с молитвою, для чего принесли с собою церковные хоругви – эти священные знамена Православия, и святые иконы. Напутствуемый молением твоего верного народа, войди, Помазанник Божий, в наш древний град и вступи под священные своды храма, твоею державною волею и помощью восстановленного. Благословен Грядый во имя Господне!” Приложившись к св. кресту и удостоив архимандрита Митрофана милостивой беседы, Государь Император принял св. икону преподобномученика Макария Овручского, поднесённую представителями от духовенства – благочинным о. Климентом Бояковским, благочинным о. Стефаном Дроздовским и священником о. Вадимом Миролюбовым.

Затем представители от крестьян-богомольцев имели счастье поднести Его Императорскому Величеству хлеб-соль, также хлеб-соль поднесли и волостные старшины. Здесь же были выставлены местные продукты – мёд, яблоки, груши и грибы. Государь Император удостоил всех представлявшихся милостивой беседы и изволил благодарить за встречу и подношения.

[singlepic id=176 w=320 h=240 float=left]

Под восторженное пение грандиозного народного хора “Спаси, Господи, люди Твоя” Его Императорское Величество отбыл в г. Овруч.» (Высочайший проезд Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича в г. Овруч // ВЕВ, 1911, 15 сентября, № 38, стр. 731-733).

О том, как встречали Государя Императора в г. Овруче, епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ Волынской епархии иерей Феодор Казанский писал: «Ровно в 10 ч. 15 м. вдруг громовое “ура” огласило воздух. Это кричала масса из народа и учащиеся, расположенные от городской арки, встречая проезжающего Государя Императора. К крику и ликованию народному присоединились и колокола, и крик и звон слились в один общий гул. Для нас теперь ясно было, что вот-вот минута или несколько их и Государь будет здесь.

Теперь от мысли, что вот сейчас же увидим Царя Батюшку, дух совсем захватывало, сердце ещё усиленнее забилось. Всем хотелось посмотреть, “какой он”, и поэтому все жадно впились глазами в идущего плавною, мерною походкою Императора. Здесь сразу же и начался приём депутаций. Государь переходил по порядку от одной депутации к другой, принимая выражения чувств и подношения и милостиво беседуя с депутатами.

После принятия депутаций – Государь Император, сопровождаемый криками “ура” прошёл к святым воротам, где стоял Высокопреосвященнейший Архиепископ Антоний с св. крестом и св. водою, окружённый духовенством и монахинями. Владыка встретил Государя речью.

Когда речь была закончена, Государь приложился к св. кресту, взял на руку св. воды, окропился, и вместе со свитою вошёл за Владыкою в собор, после чего там сразу начался чин освящения. За свитою прошли и депутаты: часть в собор, а часть в церковную ограду. Учащиеся же и потешные роты окружили собор со всех сторон. За оградой собора с западной стороны была устроена трибуна для почётных гостей, заполненная последними. Несмотря на дождь, весь народ, как на улицах города, так на трибуне и в ограде, всё время стоял с непокрытыми головами, ожидая окончания службы. Самое освящение собора совершалось очень торжественно. На двух клиросах пели певчие – на правом из монахинь Овручского монастыря, а на левом из духовенства епархии под управлением Житомирского кафедрального о. протоиерея К. И. Левитского. Собор был полон молящимися. Государь стоял у правой колонны впереди. Перед ним с левой стороны к солее стояли Волынские дворяне, а с правой стороны и немного впереди, также ближе к солее, монахини. За самым Государем были министры и свита. Государь Император, стоя в храме, мог подать пример своим религиозным настроением всем присутствующим: крестился истово, благоговейно, полагал поклоны в положенное время. Его Величество пред началом службы в новоосвящённом соборе сам возжёг паникадило, к коему была приделана пороховая нитка.

В конце Богослужения Владыка Антоний вышел к Государю с образом св. Василия Великого, а матушка игуменья Павла с просфорою, причём Владыка сказал прочувствованную речь.

После речи Государь облобызал св. икону, принял её от Владыки, а затем взял просфору.

Осмотрев корпус монастыря и внешний вид храма, при криках учащихся “ура”, Государь удостоил продолжительной беседы Высокопреосвященнейшего Владыку Антония, и при криках восторженной массы отбыл из Овруча, поблагодарив Владыку за сердечную и торжественную встречу и проводы.» (Государь Император в г. Овруче (3 сентября 1911 г.) // ВЕВ, 1911, 15 сентября, № 38, стр. 734-735). «В тот же день Его Императорское Величество, Государь Император изволил Всемилостивейше наградить организаторов церковно-народного торжества пожалованием – Высокопреосвященнейшему Архиепископу Антонию – драгоценной панагии, епархиальному миссионеру архимандриту Митрофану, епархиальному наблюдателю священнику Феодору Казанскому и настоятельнице Овручского монастыря игуменье Павле – золотых наперсных крестов с украшениями» (Обратный проезд Его Императорского Величества из г. Овруча // ВЕВ, 1911, 15 сентября, № 38, стр. 735).

[singlepic id=175 w=520 h=340 float=center]