Історія села Возничі

Основными коренными жителями села Возничи являются Левковские. (Смотрите статью ” Левковские “). Это прямые потомки дворянского рода Валевских-Левковских, переселившихся из села Левковичи примерно в 1771 году (Официальный сайт Верховной Рады Украины учётная карточка с. Возничи).

Первыми поселенцами села Возничи был Левковский Фёдор Григорьевич с сыновьями Левковским Лукой Фёдоровичем (1750 г. р.), жена Екатерина Семёновна (1755 г. р.); Левковским Иваном Фёдоровичем (1755 г. р.), жена Анастасия Андреевна (1765 г. р.); Левковским Иваном Фёдоровичем, жена Агриппина; Левковским Даниилом Фёдоровичем, жена Василиса Максимовна Кобылинская. (Дело Волынского дворянского депутатского собрания о дворянском происхождении Валевских-Левковских начато 1812 г. окончено 3 февраля 1915 г. Житомирский обл. гос. архив. Фонд 146. Опись 1178. По алфавиту 133.). От них и пошла родословная ветвь Левковских с. Возничи. Из этого следует, что нынешние Левковские «возниченки», да и практически все Левковские, являются кровными родственниками. На основании метрических книг и епархиальных ведомостей видно, что Левковские вступали в брак и призводили потомство, очень часто будучи кровными родственниками в третьем-пятом колене. Такая практика была присуща для всех шляхетских родов и даже для царствующих семей. Поэтому дети рождались часто слабыми, болели и умирали. Были случаи, что из 15-и детей потомства виживали три-четыре человека. Несмотря на это, у Левковских до начала 70-х годов XX века существовало табу на браки с чужеродными фамилиями, за исключением Можаровских, Невмержицких, Залезинских, Верповских, Стоцких, Кобылинских, которые были близки по духу и родству.

С приходом Советской власти в 1917 г. дворянские права Левковских были упразднены. В 1939 году, с возникновением колхоза, в с. Возничи были переселены близлежащие хутора Левковских (Роговка и другие мелкие поселения). Левковские, не вступившие в колхоз, были репрессированы. («Жертвы политического террора в СССР»).

В период второй мировой войны, Левковские разделились: одни ушли на фронт, в партизаны, другие стали служить в немецкой полиции. В 1943 г. село было сожжено гитлеровцами. Жители убежали в лес и поселились в землянки. Многие были угнаны на работу в Германию. Во время войны через село рейдом проходили партизанские отряды Ковпака, Сабурова. Село Возничи, как и город Овруч, были освобождены 18 ноября 1943 г. войсками 1-го Украинского фронта и партизанами в ходе Киевской стратегической наступательной операции (Справочник по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 1941—1945). Кстати, до войны с. Возничи входило в линию Коростенского укрепрайона (Линия Сталина). До сих пор в районе сёл Козули, Лисовцы, Мацьки, Возничи, Лучанки сохранились разрушенные доты (долговременные огневые точки).

После войны село Возничи было отстроено. Левковские работали в колхозе на трудодни, на лесозаготовках в районе с. Красносёлка, где жили в бараках. Молодые мужчины села в качестве трудового резерва были направлены на работу в Донбасc. За доблестный труд многие Левковские были представлены к правительственным наградам (в том числе к Ордену Ленина).

Даже в этот советский период Левковские помнили, что они потомки древнего дворянского рода. Свадьбы проходили с соблюдением старых традиций под музыку гармошки и бубена, с пением акапелло старинных песен. Похорона сопровождались «плачами», которые берут свое начало ещё в Киевской Руси. Крещение новорождённых проходило в православной Свято-Николаевской церкви с. Левковичи (вопреки атеистической пропаганде Советов). Существовала традиция, что на праздник Рождества Христового, в с. Возничи съезжались гости с окрестных сёл, родственники издалека. Это существует и поныне. По-видимому эта традиция возникла в «околичной шляхты» Левковских. Великдень (Пасха) сопровождался «битками» (игры с крашеными куриными яйцами). Особенно ценными являются произведения возничёвских мастериц: радюжки, вышитые рубашки, рушники, домотканая одежда. Всё это изготавливалось вручную с помощью самодельного деревянного ткацкого верстака (кросна). Каждый год в поминальный четверг после Великодня Левковские села Возничи сходятся и съезжаются на «могилки», чтобы почтить память «дедов». Поражает удивительная ухоженность кладбища между с. Возничи и с. Мацьки на фоне запустения самих сёл. Общеизвестно, что культ умерших предков присущ древним народам. Значит, род Левковских— это представители древней цивилизации, чудом сохранившейся до наших дней. Незря, село Возничи ставало объектом внимания московских учёных.

После Чернобыльской катастрофы (1986) с. Возничи было отнесено к зоне гарантированного добровольного отселения. Многие Левковские начали покидать родное село в поисках лучшей доли. Село зачислено в категорию, так называемых, депрессивных регионов. Развален колхоз, закрыта школа. На середину 80-х годов в селе было 150 дворов и около 215 жителей. Сейчас осталось около половины. Покинутые дома разрушились или смотрят запустением. Но, тем не менее село продолжает жить. А Левковские продолжают помнить своё славное прошлое.

Территория и жители

Село Возничи находится в 50 км на северо-запад от старинного города Овруч и в 5 км от украинско-белорусской границы. Через село протекает река Словечна— приток Припяти. Местность лесистая, болотистая. Хорошо растут грибы, черника, брусника, клюква. Грунты песчаные, поэтому земледелие слабо развито (рожь, картофель, лён). На юго-западе от села Возничи расположен Словечанско-Овручский кряж. Защищённость с одной стороны Словечанско-Овручским кряжем, с другой стороны болотами и густыми лесами (от Беларуси болото Граничное, западнее болота Маньчиное и Грибовое) создали условия консервации исторического развития села Возничи и своеобразности местного населения-потомков шляхты Валевских-Левковских. Кстати, гитлеровское командование при разработке операции Барбаросса, должно было учитывать наличие Пинских болот и действовать в обход их (Группа армий «Центр» обошла болота с севера, а Группа армий «Юг»- с юга).

В конце 70-х годов был применён план мелиорации— осушения болот. Изменено природное русло речки Словечна (в том числе часть стока реки Желонь направлена в Словечну ещё в 1961 г), осушены все болота с восточно-южной стороны с. Возничи. Этот план уничтожил уникальную природную зону, исчезли луга, заплавы, редкие птицы, бобры, росомахи, рыбы почти не стало.

Этнолингвистические исследования с. Возничи

Село Возничи интересовало советскую академическую науку. (МГУ, Институт славяноведения).

Так, в июле 1981 г. в с. Возничи находилась группа студентов и выпускников Московского Государственного Университета имени М. В. Ломоносова под руководством Павловой М. Р. Павлова, Чеканова, Морозов, Серебряная собрали тексты, былички, жатвенные песни, заговоры, духовный стих о Цмоке, сны. Материалами этой экспедиции в дальнейшем использовали другие учёные. Например, такие как правнук великого русского писателя Л. Н. Толстого— академик Никита Ильич Толстой. (Полесский этнолингвистический сборник: материалы и исследования. М. Наука., 1983 г.) Материалы о с. Возничи печатались издательством “Наука” в научных сериях Института славяноведения Академии Наук СССР (РАН) : «Славяноведение», «Славянский и балканский фольклор», «Славянское и балканское языкознание». Много трудов вышло в московских издательствах “Ладомир” и “Индрик”. Вот некоторые из них:

  •  Белова О. В. ” Народная Библия” : Восточнославянские этиологические легенды. Публикация текстов. М., Индрик, 2004.
  •  Толстая С. М. “Полесский народный календарь”. М., Индрик, 2005.
  •  Кабакова Г. И. “Антропология женского тела в славянской традиции”. М., Ладомир, 2001.
  •  Агапкина Т. А. “Этнографические связи календарных песен: встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян”. М., Индрик, 2000.
  •  Агапкина Т. А. “Мифологические основы славянского народного календаря: весенне-летний цикл”. М., Индрик, 2002.
  •  Топорков А. Л. “Секс и эротика в русской традиционной культуре”. М., Ладомир, 1996.
  •  Гура А. В. “Символика животных в славянской народной традиции”. М., Индрик, 1997.
  •  Агапкина Т. А. , Левкиевская Е. Е. “Полесские заговоры в записях, 1970-1990-х гг.” М., Индрик, 2003.

Экспедиция Павловой М. Р. в с. Возничи была не случайной.

В 1970-1990-е гг. Институтом славяноведения АН СССР (теперь РАН) под руководством Н. И. Толстого в Полесье были направлены этнолингвистические экспедиции. Полевые исследования проводились по специально разработанной “Программе Полесского этнолингвистического атласа.” (ПЭС, М., 1983).

Материалы экспедиций, охвативших более 120 населённых пунктов Полесья (в том числе с. Возничи), хранятся в Полесском архиве Института славяноведения РАН (Москва).

На данное время готовится электронная база данных Полесский архив (С. М. Толстая) и Восточнославянские мифологические персонажи (Е. Е. Левкиевская).- Захаров Н. В. Информационно поисковые системы в филологических науках. Электронный журнал “Знание. Понимание. Умение.” 2008. №5.-Филология.

Белова О. В. в научной статье «Названия сёл Полесья и топонимические нарративы» (Вопросы ономастики. 2005, № 2. Екатеринбург, Издательство Уральского Университета, 2005) на основании материалов экспедиции Павловой М. Р., наводит два равноправных примера народной топонимики возникновения названия «Возничи»: 1. Колись одна хата была, да дед один жил. Его звали Вознич. Вознич- Возничи. 2. Пан говорив на жителей села-вознич, а люди потом прибавили и, и стало Возничи. Колись замок быв, и все люди съезжались работать туда. Возить— Возничи.

Необычный и язык жителей с. Возничи. Это— смесь древнерусского языка, польского, беларусского, украинского ( полесский диалект). Этот овручский диалект описан в «Лексическом Атласе Правобережного Полесья» выходцем из с. Листвин Никончуком Н. В.

Иван Левковский
материал с Википедии