Въ глубь Волынскаго Полѣсья. (Городъ Овручъ) | П. А., 1902 г.

Подорожній нарис про поїздку із Коростеня в Овруч у 1902 році. Подано цікаві спостереження під час подорожі, опис міста, історичних памяток та економічний стан.

Стаття була надрукована в газеті “КИЕВЛЯНИН” в номерах 215 та 217 за 1902 рік.


Проѣхавъ по линіи Кіево-Ковельской желѣзной дороги и познакомившись съ характеромъ той части Волынскаго Полѣсья, которая непосредственно прилегаетъ къ новому рельсовому пути, я рѣшилъ двинуться въ глубь края и на первой очереди поставилъ поѣздку въ г. Овручъ, лежащій въ 43 верстахъ отъ желѣзнодорожной станціи Коростень.

Мнѣ хотѣлось собрать данныя для провѣрки статистическихъ цифръ, характеризуйющихъ экономическое положеніе и производительный силы этой мѣстности, выяснить вліяніе Кіево-Ковельской дороги на торгово-промышленную жизнь г. Овруча и, наконецъ, посмотрѣть древній городъ, игравшій нѣкогда историческую роль, а нынѣ являющійся однимъ изъ самыхъ маленькихъ и, какъ говорятъ, бѣдныхъ уѣздныхъ городовъ Волынской губерніи.

«Пошлите за почтовыми: я ѣду въ Овручъ», сказалъ я, выходя изъ вагона на станцію Коростень.

Пока желѣзнодорожный сторожъ ходилъ въ м. Искорость на почтовую станцію, я сталъ собирать свѣдѣнія о состояніи пути на Овручъ. Всѣ въ одинъ голосъ увѣряли, что дорога въ Овручъ убійственная, что меньше чѣмъ въ 5—7 часовъ туда доѣхать нельзя, что почтовый лошади невозможный клячи и что двигаться по глубокому песку придется чуть-ли не шагомъ. Наконецъ, всѣ въ одинъ голосъ высказывали съ полнымъ убѣжденіемъ мнѣніе, что Овручъ не представляетъ никакого интереса, что это такое захолустье, какихъ мало осталось на Руси, что поѣздка туда является напрасной тратой времени, что, наконецъ, идея трястись по ужасной дорогѣ болѣе 40 верстъ и отбивать бока только для того, чтобы видѣть два десятка евреевъ, промышляющихъ мелочной торговлей, и нѣсколько уѣздныхъ чиновниковъ стараго типа, является своего рода геройствомъ и можетъ быть объяснена только существованіемъ особой маніи къ передвиженію.

Въ теченіе своихъ многолѣтнихъ странствованій по Юго-Западному краю и Новороссіи я убѣдился, что у насъ мѣстные жители лишь въ рѣдкихъ случаяхъ относятся съ интересомъ къ окружающему ихъ краю и весьма часто мнѣ приходилось поражаться крайнимъ и поразительнимъ невѣжествомъ обывателя относительно того, что находится рядомъ, что называется, бокъ о-бокъ. Поэтому и къ обывательскимъ разсказамъ объ Овручѣ я относился скептически.

На станціи Коростень въ настоящее время спѣшно идутъ работы: вездѣ груды кирпича и строительныхъ матеріаловъ. Постройка паровознаго депо окончена, водокачка тоже, сооруженіе вокзала, обѣщающаго быть очень красивымъ зданіемъ, быстро подвигается впередъ. Очевидно, строители задались цѣлью къ осени окончить работы и сдать Кіево-Ковельскую дорогу въ эксплоатацію.

Наконецъ, лошади поданы и мы ѣдемъ. Почтовый трактъ идетъ первоначально параллельно полотну желѣзной дороги мимо кладбища, о которомъ я уже имѣлъ случай говорить, описывая мѣстечко Искорость, и не доходя берега р. Ужа поворачиваетъ на лѣво къ переѣзду чрезъ рельсовый путь. Непосредственно за переѣздомъ начинается большое селеніе Пашины. Почтовая телѣжка быстро катится по улицѣ села; маленькія, невзрачный на видъ лошадки бѣгутъ бодро; несмотря на лѣтній іюльскій день, прохладно, прошедшій предъ тѣмъ дождь прибилъ пыль и начало пути въ Овручъ далеко не представляло тѣхъ ужасовъ, которые рисовали мнѣ мои собесѣдники на станціи Коростень.

Селеніе Пашины большой населенный пунктъ, который, благодаря постройкѣ Кіево-Ковельской дороги, пріобрѣтаетъ нѣкоторое значеніе. Находясь въ трехъ верстахъ отъ м. Искорости и въ двухъ верстахъ отъ станціи Коростень, являющейся центральнымъ пунктомъ на лініи новой желѣзной дороги, Пашины, несомнѣнно, разрастутся и въ ближайшемъ будущемъ можно ожидать, что постройки этого селенія и м. Искорости будутъ раздѣляться только полотномъ желѣзной дороги. Постройка желѣзной дороги уже успѣла оказать вліяніе на жителей Пашинъ: почтовая телѣжка не привлекаетъ общаго вниманія, никто не оставляетъ своей работы, дѣти продолжаютъ играть и копошиться около плетней и заборовъ; новые лица уже примелькались населенію, которое равнодушно смотритъ на проѣзжающихъ.

Во всѣхъ описаніяхъ Волыни разсказывается, что въ 6-ти верстахъ отъ м. Искорости, у деревни Шатрища, по лѣвую сторону почтоваго тракта на Овручъ, находится могила Игоря, убитаго древлянами; въ описаніяхъ подробно сообщается, какой видъ имѣетъ курганъ въ настоящее время, какая его вышина, насколько онъ разрытъ и, вообще, сообщаются самыя подробныя свѣдѣнія. Еще въ Коростенѣ я собиралъ справки о могилѣ Игоря, но не могъ добиться никакого толку; когда-же побывалъ на мѣстѣ, то оказалось, что около Шатрища, по словамъ мѣстныхъ жителей, нѣтъ и не было никакого кургана, а что былъ когда-то большой курганъ нѣсколько далѣе, около сел. Неыѣровки, по что въ настоящее время отъ этого кургана не сохранилось никакихъ слѣдовъ, такъ какъ курганъ распаханъ. Такимъ образомъ поиски мои могилы Игоря не увѣнчались успѣхомъ.

Дорога въ Овручъ нисколько не хуже, но даже во многихъ отношеніяхъ лучше большинства грунтовыхъ дорогъ въ Кіевской и Подольской губерніяхъ. Пролегая по пескамъ, она не разгрязняется, не дѣлается такой неудобопроѣзжаемой, какъ дороги въ черноземной полосѣ; топкихъ мѣстъ, гатей и неудобныхъ переѣздовъ нѣтъ; мосты чрезъ рѣчки и овраги поддерживаются въ полной исправности; почтовыя телѣжки прочны, крѣпкія, сытыя лошадки бѣгутъ быстро; на станціяхъ всюду лошадей запрягаютъ скоро, безъ дальнихъ разговоровъ и, вообще, сообщеніе желѣзнодорожной станціи Коростень съ Овручемъ не оставляетъ желать въ настоящее время ничего лучшаго. Конечно, желательно устройство въ этомъ направленій шоссе, но это дѣло будущаго. Я объясняю себѣ желчные отзывы лицъ, бывавшихъ въ Овручѣ, вообще утомительностью переѣзда на лошадяхъ, что было особенно чувствительно еще въ недавнее время, когда приходилось отъ Житомира до Овруча ѣхать 130 верстъ: продолжительность переѣзда утомляла путника, вліяла на нервы и заставляла брюзжать на все и всѣхъ. Отсюда явились и отзывы о неудобствахъ и безобразномъ состояніи тракта на Овручъ.

На протяженіи всѣхъ 43 верстъ отъ Искорости до Овруча дорога пролегаетъ частью среди лѣсовъ, а частью среди полей, но вездѣ по сторонамъ дороги находятся огромный деревья; такимъ образомъ весь путь представляетъ одну сплошную аллею. Вѣковыя сосны и ели смѣняются березою в і дубомъ; мѣстами встрѣчаются поля, засѣянныя рожью и картофелемъ; пшеницы очень мало. Всходы въ настоящее время, по мѣстному, весьма хороши, но съ точки зрѣнія нашей, т. е. лицъ, привыкшихъ видѣть поля Кіевской и Подольской губерній, урожай обѣщаетъ быть очень посредственными. Не та здѣсь почва, что у насъ. Характерной мѣстной особенностью является существованіе оградъ вокругъ лѣсовъ и даже полей. Это придаетъ мѣстности далеко не обычный видъ, замѣчается нѣкоторая «культура», заботливое отношеніе къ лѣсу и полямъ. Какъ это ни странно на первый взглядъ, но возникновеніе подобныхъ оградъ вокругъ крестьянскихъ владѣній является прямымъ послѣдствіемъ существованія сервитутовъ. Дѣло въ томъ, что крестьяне, имѣя право выпаса скота во владѣльческихъ лѣсахъ, широко пользуются этимъ правомъ, причемъ держатъ скотъ, главнымъ образомъ, для удобренія, такъ какъ почва здѣсь малоплодородная и требуетъ много навоза. Каковы размѣры здѣсь крестьянскаго скотоводства, можно судить по тому, что, проѣзжая чрезъ селеніе Бѣхи, я встрѣтилъ стадо, которое гнали съ пастбища; без преувеличенія оно состояло, по меньшей мѣрѣ изъ 500 головъ крупнаго рогатаго скота не считая овецъ. По отзывамъ мѣстныхъ жителей, большинство крестьянскихъ дворовъ имѣетъ по 5—10 головъ скота, а въ исключительныхъ случаяхъ даже 20, 30, а иногда 40 головъ. Выпасая скотъ па сервитутномъ правѣ, крестьяне оберегаютъ отъ своего-же скота собственные лѣса и поля; отсюда и замѣченныя мною ограды.

Къ слову сказать, въ Овручскомъ уѣздѣ, какъ и вообще въ Юго-Западномъ краѣ, слышатся со стороны землевладѣльцевъ сильныя жалобы на существованіе сервитутовъ; жалобы эти раздаются повсемѣстно; сервитуты вносятъ невообразимую путаницу во взаимныя отношенія землевладѣльцевъ и крестьянъ, но приводить все то, что говорится по этому поводу, едва-ли нужно і это было бы повтореніемъ того, о чемъ писалось уже очень много.

Землевладѣльцы Волынской губерніи, съ которыми мнѣ приходилось говорить по вопросу о лѣсныхъ сервитутахъ, возлагаютъ в данномъ случаѣ надежды на министерство Земледѣлія и Государственныхъ имуществъ, такъ какъ правомъ выпаса скота крестьяне пользуются не только въ частныхъ, но и в казенныхъ лѣсахъ, и полагаютъ, что наличность ущерба казенному интересу можетъ : содѣйствовать скорѣйшему рѣшенію дѣла. Надо замѣтить, что Министерство Земледѣлія уже принялось за это дѣло. По крайней мѣрѣ, въ отчетѣ по лѣсному управленію за 1900 годъ говорится, что Министерствомъ составленъ проектъ представленія въ Государственный Совѣтъ о выкупа лѣсныхъ сервитутовъ въ Курляндской губернії. Очевидно, составленіе проекта, касающагося выкупа лѣсныхъ сервитутовъ по Курляндской губерніи, своего рода пробный шагъ. Надо ожидать, что дойдетъ очередь и до Волыни.

Трактъ на Овручъ отличается поразительнымъ безлюдьемъ; чѣмъ дальше отъ желѣзнодорожной станцій Коростень, тѣмъ меньше встрѣчается проѣзжающихъ; изрѣдка попадаются мѣстные крестьяне, медленно шагающіе рядомъ съ возами сѣна или дровъ, промелькнетъ въ сторонѣ деревня, а затѣмъ дальше опять на цѣлыя версты не встрѣчаются живого существа и почтовая телѣжка і катится одиноко среди безконечныхъ лѣсовъ. Временами встрѣчаешь характерныя картины, являющіяся для нашего края болѣе или і менѣе отдаленнымъ прошлымъ: въ сторонѣ отъ дороги, среди поля или на лужайкѣ между деревьевъ виденъ рядъ возовъ, лошади отпряжены и пасутся, а возчики, расположившись около костра, варятъ себѣ ужинъ. То обозъ съ кладью въ Овручъ, остановившійся для ночевки.

Въ Овручъ я пріѣхалъ въ 10½ часовъ вечера и весь переѣздъ занялъ 4 часа; считая полчаса на остановку въ сел. Васьковицахъ, гдѣ перепрягали лошадей, выходитъ, что для переѣзда отъ Коростеня до Овруча 43 версты, изъ которыхъ 10 верстъ пролегаютъ по глубокому песку, необходимо только З½ часа; одно это уже свидѣтельствуетъ, что какъ трактъ на Овручъ, такъ і земскія почтовыя лошади въ общемъ далеко не плохи.

Прежде чѣмъ говорить о современномъ состояніи Овруча, нельзя не сказать нѣсколько словъ о прошломъ этого города в объ имѣющіхся въ немъ остаткахъ старины.

Основаніе Овруча, носившаго въ былое время имя Вручай, относится къ далекимъ давнопрошедшимъ временамъ. Историческую роль Овручъ сталь играть съ 946 года, когда великая княгиня Ольга разорила Коростень; тогда древляне перенесли во Вручай столицу своего княжества. Первымъ удѣльнымъ княземъ въ Овручѣ былъ Олегъ Святославовичъ, трагически погибшій во время междоусобной войны съ братомъ своимъ Ярополкомъ II. Въ XIII вѣкѣ Овручъ былъ разоренъ татарами подъ предподптельствоыъ Батыя, въ XIV вѣкѣ вмѣстѣ съ Волынью былъ присоединенъ къ великому княжеству Литовскому, а уѣзднымъ городомъ назначенъ въ 1796 году, когда послѣ второго раздѣла Польши Волынь отошла къ Россіи. Изъ имѣющихся въ настоящее время въ Овручѣ остатковъ старины заслужнваютъ упоминанія развалины Васильевской церкви, построенной Владиміромъ Святымъ, православный соборъ и могила удѣльнаго князя Олега Святославовича.

Развалины церкви Василія Великаго являются нѣмыми свидѣтелями пронесшагося надъ Овручемъ тысячелѣтія; этотъ остатокъ далекой сѣдой старины тщательно охраняется и окружающая мѣстность содержится въ полномъ порядкѣ. Вокругь всего участка земли, на которомъ находилась Васильевская церковь, устроена низкая ограда, не мѣшающая наблюдателю видѣть развалины, а изъ остатковъ храма, часть которыхъ представляла безформенную груду камней, выстроена рядомъ небольшая часовня. Однако, для того, чтобы надлежащимъ образомъ оцѣнить этотъ обломокъ прошедшихъ вѣковъ, необходимо остановиться, хотя вкратцѣ, на исторіи храма. Построенная великимъ княземъ Владиміромъ въ, 997 году, церковь эта именовалась «Васильевская-Златоверхая». Въ ХIII она два раза подвергалась разоренію со стороны татаръ, но каждый разъ отстраивалась вновь въ прежнемъ видѣ. Наконецъ, въ XIV вѣкѣ ее разрушилъ великій князь литовскій Гедиминъ, который вообще щадилъ церкви, и если разрушилъ овручскую святыню, то исключительно съ цѣлью отомстить овручанамъ за упорную защиту города. Съ этого времени Васильевская церковь лежитъ въ развалінахъ; хотя она и не была разрушена до основанія, но жителямъ маленькаго опустошенного городка было не подъ силу отстроить церковь прежнемъ видѣ. Они ограничились постройкой внутри развалинъ небольшой деревянной церкви, которая, однако, скоро сгорѣла, выстроили новую, но эта перешла къ униатамъ. Затѣмъ казаки въ одинъ изъ набѣговъ на Овручъ разрушилі уніатскую церковь; тогда среди стѣнъ Васильсвскаго храма была построена третья церковь, которая просуществовала до 1784 года, когда ее пришлось разобрать ізъ опасенія паденія куполовъ и сводовъ древняго храма.

Въ настоящее время отъ храма, сооруженнаго Владиміромъ Святымъ, уцѣлѣла алтарная часть, имѣющая видъ трехъ полукружій, изъ которыхъ среднее было занято алтаремъ, а боковыя служили помѣщеніями для жертвенника и ризницы. Кромѣ того сохранилась часть сѣверной стѣны съ аркой предъ входомъ въ алтарь. Какъ не малы эти остатки, но по немъ можно представить себѣ общій видъ, который представлялъ Васильевскій храмъ. Это было сооружение въ чистомъ византійскомъ стилѣ съ пятью куполами; длина храма равнялась 24, а ширина 14 аршинамъ. На сохранившихся стѣнахъ до нынѣ еще осталась штукатурка и это не только слѣды, а цѣнные слои штукатурки, на которыхъ мѣстами замѣтны слабые остатки живописи аl-frеѕсо.Стѣны выведены изъ кирпича въ перемежку съ рядами мѣстнаго ярко-краснаго камня; желѣзныхъ скрѣпъ нигдѣ не видно. Окна были узкія, греческія, въ верхней части овальныя. Замѣтно, что подъ алтаремъ былъ ходъ въ склепъ. Своды церкви были выведены изъ глиняныхъ горшковъ, мѣстами сохранившихся и до настоящаго времени, а мѣстами отъ нихъ остались только пазухи въ стѣнахъ.

Съ храмомъ этимъ связано нѣсколько преданій, представляющихъ немаловажный интересъ въ церковно-археологическомъ и историческомъ отношеніяхъ, но ни мѣсто, ни время не позволяютъ заняться пересказомъ этихъ легендъ.

Въ настоящее время среди овручанъ упорно держится слухъ, что въ ближайшемъ будущемъ будетъ приступлено къ возстановленію Васильевской церкви и что на это уже имѣются деньги. Вопросъ о возобновленіи храма далеко не новый. Еще 23 іюля 1860 года послѣдовало Высочайшее повелѣніе, которымъ разрѣшено было произвести по всей Россіи сборъ пожертвованій на расходы по возстановленію въ прежнемъ видѣ Васильевской церкви, сборъ далъ тогда 13.000 рублей, но на этомъ дѣло и остановилось…

Бокъ о бокъ съ развалинами находится небольшая часовня, сооруженная въ византійскомъ стилѣ частію изъ остатковъ разрушеннаго храма. День былъ будничный, часовня была заперта и проникнуть туда не удалось; въ часовнѣ имѣются, между тѣмъ, двѣ весьма интересныхъ иконы старого письма, находившійся во время оно въ Васильевскомъ храмѣ и относимыя къ періоду Владиміра Святого.

Прежде чѣмъ покончить рѣчь о развалинахъ и часовнѣ, нельзя не отмѣтить заботливаго отношенія овручанъ къ этимъ остаткамъ сѣдой старины. Кругомъ развалинъ чистота и порядокъ, а часовня съ внѣшней стороны поддерживается въ самомъ безукоризненномъ видѣ: можно подумать, что она вчера только закончена постройкой.

Перейду къ собору. Церковь эта расположена на высокой горѣ, лежащей отдѣльно отъ города, съ которымъ сообщается посредствомъ моста, построеннаго на каменныхъ устояхъ со сводами. Благодаря своему мѣстоположенію, соборъ издалека виденъ ѣдущимъ по почтовому тракту изъ Коростеня и это массивное сооруженіе господствуетъ надъ всѣми остальными постройками города, ютящимися ниже. Проникнуть въ соборъ оказалось далеко не такъ легко. Дѣло въ томъ, что обыкновенно церковный причтъ живетъ въ церковныхъ домахъ, расположенныхъ, въ непосредственномъ сосѣдствѣ съ храмомъ. Въ Овручѣ при соборѣ нѣтъ церковнаго дома и причтъ поневолѣ; ютится въ наемныхъ квартирахъ въ разныхъ частяхъ города, а церковный сторожъ, какъ оказалось, живете даже въ подгородной деревнѣ.

Лишь благодаря любезности соборнаго дьякона удалось осмотрѣть соборъ во всѣхъ подробностяхъ. Отецъ діаконъ, получивъ разрѣшеніе настоятеля, разыскалъ старосту и псаломщика и открыли соборъ.

Внутри соборъ имѣетъ весьма характерный и нѣсколько необычный видъ; храмъ этотъ представляетъ сооруженіе въ два свѣта, въ куполахъ оконъ нѣтъ, затѣмъ останавливаетъ на себѣ вниманіе полное отсутствіе стѣнной живописи. Историческую справку даетъ запись, имѣющаяся на внутренней сторонѣ переплета євангелія, которое хранится на престолѣ. Привожу точный текстъ записи:

«Овручскй соборный храмъ построенъ іезуитами, въ 1820 году перешелъ къ базиліанамъ, въ 1831 году по изгнанію базиліанъ, оставался безъ употребленія, въ 1838 году обращенъ въ соборную Преображенскую церковь съ устройствомъ иконостаса на западъ, въ 1873 году начата и въ 1877 году окончена перестройка храма, 1 октября 1877 года преосвященным, Іустиномъ епіскопомъ Острожскимъ, викаріемъ Волынскимъ освященъ во имя Преображенія Господня».

Настоящая запись нѣсколько расходится съ имѣющимися историческими данными о соборѣ, но я пишу не историческое изслѣдованіе, а только бѣглыя замѣтки, и потому воздерживаюсь отъ всякаго рода комментарій. Это дѣло присяжныхъ историковъ, которые, къ сожалѣнію, лишь въ рѣдкихъ случаяхъ занимаются общедоступнымъ изложеніемъ судебъ отдѣльныхъ памятниковъ прошлаго. Между тѣмъ, подобные очерки всегда находили бы читателей, пробуждали-бы въ обществѣ интересъ къ минувшими временам и способствовали-бы устраненію довольно смутныхъ и нерѣдко неправильныхъ взглядовъ на историческія судьбы нашего края.

Еще одной характерной особенностью собора является колокольня, на которую ходъ идете изъ ризницы, помѣщающейся рядомъ съ алтаремъ. Въ самой горѣ, подъ церковью п окружающими ея вданіяын, по словамъ мѣстныхъ жителей, имѣются подземные ходы, нынѣ заложенные.

Изъ старинныхъ оконъ обращаете на себя вниманіе цѣлый рядъ таковыхъ, перенссешіыхъ изъ запечатанной за ветхостью Николаевской церкви. Все это старинный, почернѣвшія иконы, византійскаго письма; на нѣкоторыхъ съ трудомъ можно разобрать фигуры и изображенія. Въ отдѣльной комнатѣ при соборѣ хранится нѣсколько иконъ, оставшихся отъ временъ владѣнія церковью іезуитами и базнліаиами, а также старая церковная утварь.

Чтобы покончить съ историческими достопримѣчательностями Овруча,остается сказать нѣсколько словъ о могилѣ Олега Святославовича. Могила эта находится на сѣверо-восточной окраинѣ Овруча, противъ зданій, занимаемыхъ«монополіей»; курганъ, сажени полторы вышиною и 2—3 сажени въ діаметрѣ возвышается среди поля у проселочной дороги. Въ сосѣдствѣ имѣется еще нѣсколько кургановъ меньшаго размѣра.

Перейду къ современному положенію г. Овруча. Въ настоящее время, по даннымъ Волынскаго губернскаго статистпческагоко комитета, въ Овручѣ 6,500 жителей, изъ нихъ ; половина евреи. Однако, мѣстные жители, скептически относясь къ оффиціальной статистикѣ, налагаютъ, что въ дѣйствптельности ихъ городъ имѣетъ не менѣе 10 тысячъ жителей. Послѣднее, судя по впечатлѣнію, которое оставляетъ уличное движеніе, надо і полагать, вѣрнѣе. Мѣстная производительность развита слабо и направлена исключиітельно на удовлетвореніе ежедневныхъ потребностсй населенія.

Имѣется небольшая паровая мельница, два кожевенныхъ завода, самаго примитивънаго устройства, нѣсколько кирпичныхъ, і мыловаренный и, наконецъ, одинъ медоваренный. Вотъ и все, чѣмъ выражается производитсльность г. Овруча. Въ нѣсколько иномь положеніи находится торговля. Находясь въ центрѣ Волынскаго полѣсья, въ і 100 верстахъ отъ Мозыря, лежащего на р. Припяти, и въ 130 верстахъ отъ Житомира, і г. Овручъ сдѣлался складочнымъ пунктомъ для снабженія привозными товарами доводльно обширнаго района. Конечно, опредѣлить : въ цифрахъ размѣры оборотовъ г. Овруча і отдѣльными товарами довольно затруднительно, такъ какъ исчисленія въ этомъ отношеніи всегда будутъ нѣсколько проблематичны, но нѣкоторое представленіе въ этомъ отношеніи могутъ дать свѣдѣнія о числѣ имѣющихся въ городѣ магазиновъ для склада товаровъ; оказывается, что въ Овручѣ такихъ магазиновъ 363, изъ нихъ казенныхъ 7, церковныхъ 5, общественныхъ 1 и частныхъ 350. Очевидно, не для удовлетворенія мѣстнаго спроса существуетъ такое количество магазиновъ для склада товаровъ.

Мѣстная иптеллнгеция состоитъ писключительно изъ чшіовипковъ разныхъ вѣдомствъ, при чемъ преобладающую роль играютъ представители Министерства Юістиціи; это, полагаю, объясняется тѣмъ, что всѣ юристы—люди съ высшимъ образованіемъ и по свойству своихъ занятій не такъ, легко опускаются среди нровинціальной обстановки. Какъ уѣздный центръ, Овручъ, і кромѣ обычныхъ учрежденій, имѣетъ округъ акцизнаго управленія и казенный очистной складъ, носящій въ обыденной рѣчи назваініе «монополій». Существованіе въ Овручѣ этихъ учрежденій тоже вліяете на увелнченіе числа лицъ служилаго сословія.

Мѣстная интеллигеиція сходится по вечерамъ въ общественномъ собраніи, которое служитъ объединяющимъ центромъ; здѣсь по временам устраиваются любительскіе спектакли и вечера, а обыкновенно къ услугамъ членовъ клуба карты, билліардъ и читальня съ недурною библіотекой. Въ читальнѣ получаются всѣ лучшіе наши журналы и много газетъ.

По мнѣнію овручанъ, проведеніе Кіево-Ковельской желѣзной дороги не можетъ оказать сколько-нибудь существеннаго вліянія на условія жіізші въ г. Овручѣ и вообще на торгово-промышленные обороты города. Оставшись въ сторонѣ, въ 43 верстахъ отъ новаго рельсоваго пути, г. Овручъ пзмѣнитъ только пункти закупки товаровъ, ѣдущихъ изъ Бердичева, Житомира и Мозыря; во всемъ остальномъ условія останутся прежними и экономическое положеніе нисколько нс измѣнится въ смыслѣ болѣе благопріятномъ для города.

Заканчивая настоящий краткій очеркъ, не могу удержаться, чтобы не остановиться на одной отрасли кустарной промышленности, которая имѣстъ, много данныхъ для своего развитія и о существованіи которой я узналъ совершенно случайно. Когда я выходилъ изъ городской управы, ко мнѣ подошелъ господинъ и вручивъ свою визитную карточку, на которой значилось: “Израиль Ицковичъ Дубинскій. Содержатель древностей и рѣдкостей въ Овручѣ», просилъ зайти въ его магазинъ. Я заинтересовался этимъ «содержателемъ древностей и рѣзкостей» и направился за німъ. Небольшой магазинчикъ былъ полоп разныхъ археологическихъ предметовъ, извлекаемыхъ при раскопкахъ кургановъ; здѣсь были и черепки отъ доисторических кувшиновъ и горшковъ, и кости мамонта, и проржавленные наконечники стрѣлъ и пр. Насколько всѣ эти вещи цѣнны въ археологическомъ отношеніи, судить не мнѣ: это дѣло спеціалистовъ-археологовъ. Однако я заговорилъ о «содержатель древностей» не въ виду археологического значенія его торговли, а вслѣдствіе того, что наткнулся въ его магазиникѣ на массу разнаго рода мелкихъ подѣлокъ изъ мѣстнаго блѣднорозоваго камня, въ полировкѣ имѣющаго очень красивый и оригинальный видъ; здѣсь были пепельницы, подсвѣчники, прессъ-папье, чернильницы, печати, подставки для столовъ, и т. п. При неиечерпаемыхъ количествахъ этого камня въ окрестностяхъ Овруча и дешевизнѣ производства такого рода мелкія подѣлки могутъ найти широкій сбыть и эта отрасль мѣстной производительности можете имѣть будущность, конечно, это не крупное производство, которое дастъ предпринимателю или организатору сбыта большіе барыши, но оно явится началомъ разработки другихъ полезныхъ ископаемыхъ, которыми изобилуетъ Овручскй уѣздъ.

П. А.